История Курского вокзала

Курский вокзал в Москве является одним из десяти действующих столичных вокзалов. Первое здание Курского вокзала было построено еще в 1866 году из дерева. Одноэтажный вокзал принимал пассажиров, которые хотели отправиться по направлению из Москвы в южные регионы страны — Нижний Новгород и Курск.

Пассажирский поток по данному направлению рос с каждым годом. Совсем скоро, в 1894 году, здание современного Курского вокзала перестроили, а спустя два года объединили с Нижегородским вокзалом, который находился рядом с ним. На протяжении более 40 лет вокзал назывался Курско-Нижегородским, пока окончательно не стал Курским в 1935 году. В это же время запланировали реконструкцию вокзала, однако ограничились лишь его реставрацией.
Современное здание вокзала

Здание Курского вокзала приобрело современный облик в 1868-1972 годах. Проект реконструкции здания вокзала разработал архитектор Георгий Волошинов, который также разрабатывал проект здания вокзала в Краснодаре в 1951 году. Архитектор сотрудничал с несколькими молодыми специалистами, которые были вдохновлены вокзалом Термини в Риме.
Дизайн вокзала

Новое здание Курского вокзала, облик которого знаком современным жителям столицы, получил большой остекленный фасад, складчатую крышу и девятиметровый козырек. Архитектурный проект Волошинова уникален тем, что старое здание вокзала было интегрировано в новую структуру здания. Архитектору удалось сохранить декор в центральной части здания вокзала, украшения одного из залов ожидания и фасад, обращенный к железнодорожным путям.
В рамках последней реконструкции, которая началась в 2023 году, строители намерены расширить функционал Курского вокзала. В проект реконструкции вошло строительство нескольких новых платформ и подземного распределительного пассажирского зала ожидания. Также планируется обновление инфраструктуры станции, что необходимо для интеграции Курского вокзала в новую линию Московских центральных диаметров.
Современное назначение Курского вокзала

Курский вокзал до 2013 года имел два разных назначения. Это была одновременно и пассажирская, и грузовая станция для поездов любого класса. В 2013 года станцию закрыли для грузовых операций, а спустя шесть лет вокзал интегрировали во вторую линию Московских центральных диаметров. С 2023 года вокзал также интегрирован в четвертую линию Московских центральных диаметров. Курский вокзал будет обслуживать поезда, которые ходят как по МЦД-2, так и по новому МЦД-4.

Стоит отметить, что Курский вокзал является одним из самых востребованных вокзалов Москвы. Каждый месяц через вокзал проходят не менее шести миллионов пассажиров, а в 2018 году их число увеличилось до 11 миллионов. Большинство пассажиров (почти 10 миллионов) пользовались линиями пригородного следования, чуть более одного миллиона человек пользовались линиями дальнего следования.
Мы подобрали для вас самую актуальную информацию для посещения Курского вокзала.