История вокзала Екатеринбурга
Пассажирская железнодорожная станция Екатеринбург-Пассажирский является единственным действующим вокзалом Екатеринбурга. Первое здание этого вокзала было построено еще в 1878 году: тогда это была временная постройка на свежей станции, исторические данные о которой не сохранились. Позже возле временного здания вокзала в Екатеринбурге было построено новое здание.
Как строили вокзал в Екатеринбурге
Со строительством вокзала в Екатеринбурге связано много курьезов. Так, согласно сохранившимся историческим данным, вокзал дважды освятили, возможно, из-за затянувшегося строительства. Возведение здания вокзала заняло целых семь лет и обошлось в четыре миллиона рублей.
Несмотря на большие инвестиции, строители особо не проявляли ответственность. Рабочие менялись очень часто, а кладкой кирпича занимались всего несколько человек. Строительство началось в середине мая 1907 года с торжественного молебна. Однако через три года, в августе 1910, железнодорожники снова заказали торжественный молебен.
Еще один курьез связан с электричеством, которое в первое время после открытия полностью отсутствовало на вокзалах. Так, был построен электрический лифт, отопление и освещение, однако ничего из этого не функционировало.
Кто был архитектором здания вокзала
Здание вокзала в Екатеринбурге спроектировал Константин Бабыкин, известный рядом других работ. Среди них Свердловская государственная филармония, комплекс зданий УПИ, театр оперы и балета и другие архитектурные работы.
Станция была торжественно открыта 1 июня 1914 года. Мероприятие началось с молебна, уже третьего для этого железнодорожного вокзала. Здание украсили флагами и гирляндами из зелени, а посетителям подавали шампанское. Все выпивали за государя императора. А вечером того же дня от станции отправился первый поезд.
Реконструкции
Здание вокзала в Екатеринбурге несколько раз ремонтировалось и реконструировалось. Отдельно стоит капитальный ремонт в 1946 году и реконструкцию 1961 года, которую разработал Виктор Васильевич Безруков. Тогда к вокзалу пристроили два здания через арки.
В 1995 году ввели в эксплуатацию еще одну пристройку к вокзалу, которая была разработана в современном дизайне. С 1997 по 2001 год вокзал претерпел еще одну реконструкцию. В последний раз капитальный ремонт был в 2017 году, в преддверии организации Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Прежние названия
Пассажирская железнодорожная станция Екатеринбург-Пассажирский не всегда называлась так, как называется сейчас. С момента своего появления до 1925 года вокзал носил имя Екатеринбург I. На протяжении четырех лет, с 1925 по 1929 год, вокзал назывался Свердловск. Спустя столь небольшой промежуток времени вокзал вновь переименовали, и он стал носить название Свердловск-Пассажирский. Это название использовалось с 1929 по 2010 год, пока вокзал окончательно не переименовали в Екатеринбург-Пассажирский.