История Финляндского вокзала
Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге имеет также название «Финбан». Он находится на площади Ленина, дом 6, и входит в число самых известных вокзалов Северной столицы. История появления Финляндского вокзала связана со многими интересными историческими фактами.
История постройки
История Финляндского вокзала началась в 19 веке. До этого года на месте вокзала было обычное поле, на котором выгуливался скот. Затем это место превратилось в свалку. В 1862 году Российское правительство выделило 10 миллионов рублей на строительство железной дороги между Российской империей и Финляндией, которая называлась «Санкт-Петербург-Рийхимяки».
Автором архитектурного проекта стал Петр Купинский. К 1870 он разработал план здания, которое представляло собой одноэтажную конструкцию с боковыми двухэтажными павильонами. После появления Финляндского вокзала его территория заметно преобразилась. Здесь начали возводиться дополнительные строения для железнодорожников. Возле Невы проложили живописную аллею, а перед главным входом появилась площадь.
В 1917 году В. И. Ленин прибыл в Петроград в пломбированном вагоне. Финляндский вокзал принял поезд будущего вождя, а на той самой площади он выступил с революционной речью. Это стало ключевым моментом в истории создания СССР. В связи с этим на главной площади была возведена большая статуя Владимира Ильича.
Также Финляндский вокзал сыграл важную роль в период блокады Ленинграда. Именно его прозвали «Дорогой жизни», ведь к вокзалу подвозили боеприпасы и продукты питания. Это было тяжелым временем как для горожан, так и для вокзала. Солдаты третьего рейха неоднократно пытались разрушить Финляндский вокзал, из-за чего он чуть не был полностью уничтожен.
Архитектурные решения и стиль вокзала
Финляндский вокзал представляет собой архитектурную конструкцию в стиле функционализма. По внешнему и внутреннему виду он является более скромным, нежели его братья Витебский и Московский вокзалы. Версии 1870 и 1960 года были в меру украшены, однако пассажиры считали вокзал очень удобным.
Окончательный вид состоит из главного фасада, высота которого составляет 8 метров. Посередине строения располагается 16-метровая башня с часами, на которой находится высокий 30-метровый шпиль.
Проект современного и привычного для нас вокзала был разработан советскими архитекторами П. Ашастиным, Н. Барановым и Я. Лукиным в 60-х годах. Фасад здания был украшен 17-ю горельефами, которые были выполнены студентами училища имени почетного скульптора СССР В. Мухиной. Композиция горельефа отражает суть социалистических идей и советского строя.
Реконструкции Финляндского вокзала
Полная реставрация Финляндского вокзала была проведена в 2003 году. Для отделки фасада использовалась дорогая итальянская плитка, а также были отремонтированы часовая башня и зал ожидания. Одним из новшеств после советского времени является большой фонтан. Он был установлен на главной площади в 2005 году.