Мона Лиза
Название «Мона Лиза» представляет собой сокращение от «Мадонны Лизы». Полное название её выглядит как «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Современники Леонардо да Винчи отмечали, что именно к этой своей картине живописец относился особенно тепло, даже с некоторой страстью.
Где находится картина
Сегодня картина находится в выставочном зале павильона Денон музея Лувра в Париже.
История создания
В западноевропейской традиции бытует мнение, что «Мона Лиза» написана по образу супруги флорентинца Франческо дель Джокондо. Историки указывают примерные даты создания картины — 1503-1506 года.
Ряд специалистов выдвигают идеи, о том, что Леонардо продолжал работать над ней вплоть до своей кончины.
Краткое описание картины
На относительно небольшом полотне изображена женщина. Возраст — средний. К зрителю она сидит не в анфас, а примерно вполоборота. На плечах и на голове дамы полупрозрачная темная накидка. Брови её обозначены слабо, лоб высокий, на губах легкая улыбка.
Задний фон представляет собой пейзаж. На нем отчетливо видны лощины, реки, озера и горные вершины. За счет глубокой проработки всех деталей картины у зрителя создается ощущения контраста между девушкой и окружающей средой.
Вопросы и ответы
Действительно, история знает несколько попыток похищения или порчи картины. Так, в 1911 году она была украдена сотрудником музея, итальянцем по происхождению. Он был убежден, что картина должна принадлежать итальянскому народу. Найти «Мону Лизу» удалось только спустя два года, да и то благодаря глупости грабителя, который отозвался на объявление в газете о выкупе картины одним из итальянских музеев. Самое серьезное происшествие, связанное с вандализмом было зафиксировано в 1956 году, когда один из посетителей облил край картины кислотой.
Некоторые искусствоведы указывают на то, что легендарная улыбка дамы на картине давно стало понятием нарицательным. Загадочное положение губ и мимика «Моны Лизы» создает впечатление о легкой веселости с примесью меланхолии. Зигмунд Фрейд называл эту улыбку «в некотором смысле заигрывающей».
Подобное предположение не лишено правдоподобности. Скорее всего девушка действительно позировала Леонардо на балконе и первоначально по краям полотна были изображены колонны, его обрамляющие. Впоследствии холст был обрезан. В подтверждение этой версии некоторые эксперты приводят сохранившиеся эскизы «Мона Лизы», где присутствуют искомые колонны.