Легенда о «стоянии Зои» была популярна в 1980 – 1990-х годах, да и сейчас время от времени ей дают новую жизнь журналисты или кинематографисты. Согласно этой легенде, молодая жительница Куйбышева Зоя Карнаухова, проживавшая в доме по улице Чкалова, безуспешно ждала прихода своего возлюбленного на новогоднюю вечеринку. В разгар танцев она, окончательно расстроившись, схватила икону и закричала, что раз танцевать ей не с кем, она будет танцевать с Николаем Чудотворцем. В разгар этого танца Зоя окаменела и пробыла в таком состоянии 128 дней, до Пасхи, на третий день которой умерла.
На место стояния Зои началось паломничество, вокруг дома собирались тысячные толпы, но милиция, сначала пешая, а затем и конная, никого в дом не пускала. Дело дошло до городской конференции КПСС, где пропесочили ответственных за антирелигиозную пропаганду. «Волжская коммуна», местная партийная газета, опубликовала едкий фельетон, в котором высмеивались люди, поверившие болтовне глупой старухи.
История обросла массой подробностей, чему в годы Перестройки, когда её обсуждали в центральной прессе, способствовало доверие массового читателя к печатному слову. Ушлые журналисты находили «свидетелей», родственники которых лично видели окаменевшую Зою, или людей, работавших вместе с теми, кто знал участников злополучной вечеринки. В легенде появлялись монахи, монашки, старцы и даже священники, якобы явившиеся в квартиру Зои по приказу из обкома партии.