Самарский областной художественный музей
- Адрес: ул. Куйбышева, 92, Самара
- Режим работы: с 10:00 до 18:00, в четверг и субботу с 13:00 до 21:00 (кроме вторника)
- Телефон: 8 846 332-33-09
- Цена билетов: 100 рублей
Рейтинг Tuturizm
Надстроенные рад старинными зданиями этажи в российских городах, даже столичных, не редкость. Но чаще всего их строят или в полном соответствии с этажами уже имеющимися, или хотя бы так, чтобы новые этажи гармонировали со старыми. Дом №92 по улице Куйбышева, в котором до революции размещался Волжско-Камский банк, потом горком КПСС, а с 1989 года работает Самарский областной художественный музей, не такой. Кажется, что его первый этаж, облицованный гранитом, внезапно вылез из-под земли и приподнял над собой два уже имевшихся этажа, выстроенных в стиле классицизма. Что и говорить, здание получилось запоминающимся.
История музея
До переезда в бывшее здание банка музей работал в здании Дома культуры на площади Куйбышева, на месте Храма Христа Спасителя. А начинался Самарский художественный музей с нескольких комнат при писчебумажном магазине купца и художника Константина Головкина. Он и группа единомышленников с одобрения мэра Петра Арапова разослали почти по 300 адресам письмо, в котором информировали адресатов о создании в Самаре музея и просили пожертвовать какое-нибудь живописное произведение. С сотни присланных полотен и начался Самарский музей.
Второе солидное пополнение фондов музея датируется послереволюционными годами. Из церквей, помещичьих усадеб и городских особняков, а потом и из закрытых храмов экспонаты шли непрерывным потоком. Выдающийся искусствовед, бывший учёный секретарь Эрмитажа Марк Философов (досужей публике более известен идентификацией «пушкинского дивана») потратил несколько лет только на то, чтобы как-то каталогизировать собранное и разработать концепцию экспозиции музея из пяти частей. «Помогли» ему сторонники воинствующего атеизма, уничтожившие в 1935 году все экспонаты, имевшие хоть какое-то отношение к религии.
Начиная с послевоенных лет полвека музей возглавляла Аннета Басс. При ней музей стал центром культурной жизни Самары, а передача в дар музею картин стала делом само собой разумеющимся как для художников, так и для коллекционеров. Аннета Яковлевна обладала энциклопедическими познаниями в живописи, но административная работа не позволяла ей заняться наукой. Благо, в её случае самоотверженный труд без награды не остался – в 2000 году А. Я. Басс стала лауреатом Государственной премии России.
Экспозиция
В Самарском художественном музее основная масса экспонатов датируется XIX – XX веками. Если говорить о жанрах, то схема выглядит так: «От К. Брюллов через И.Репина и передвижников к советскому авангарду». Самые известные полотна:
- Владимир Маковский «Перед объяснением»;
- Николай Ярошенко «Слепцы»;
- Константин Маковский «Бретонки»;
- Константин Коровин «Хозяйка. Женщина с вином».