Монастырь Хора - Музей Карие (Стамбул, Турция)
Как добраться до музея
Монастырь Хора (Церковь Спасителя в Хоре) расположен недалеко от бухты Золотой рог в центральной части турецкой столицы. Добраться сюда можно на метрополитене (станция Топкапы-Улубатлы), на автобусе 910 или на скоростном трамвае (остановка общественного транспорта «Эдирнекапы»).
В этой части Стамбула проблематично найти бесплатную парковку ввиду узких улиц и транспортной нагрузки. Небольшой бесплатный парковочный участок доступен у самого храма по улице Карие Бостаны, 13. Наиболее удобный платный паркинг располагается в квартале от музейно-исторического комплекса по адресу ул. Ваиз 5А.
Стоимость билетов и график работы
Доступ в музейные помещения доступен ежедневно (кроме среды) с 9-00 до 19-30.
Стоимость входных билетов составляет около 65 турецких лир.
История
Историки указывают, что первое здание храма было возведено еще в 1070-1080 годах и простояло не более чем 50 лет. В византийский период существования церковь неоднократно перестраивалась, дополнялась новыми структурными элементами.
После взятие Константинополя турками в 1453 году здание приспособили под мечеть и возвели величественный минарет. Все мозаики были закрыты краской, а местами даже заштукатурены. В 50-х годах прошлого века в мечети прошла реконструкция, все изображения были вновь обретены. Вплоть до 2020 года здесь функционировал музей Карие. Предполагается, что после решения, принятого турецким правительством о возобновлении в здании исламских богослужений, все мозаики и фрески будут снова закрыты специальными баннерами и щитами.
Экспозиция
Главной достопримечательностью храма являются уникальные мозаики XIV века прекрасной сохранности. Они размещены почти во всех доступных пространствах. Основные их мотивы имеют непосредственное отношение к библейским сюжетам: Успение Пресвятой Богородицы, Путешествие в Вифлеем, Дева Мария с Младенцем и т.д.
Любопытные факты
- В октябре 2020 года русская православная церковь выразила свое сожаление касательного того, что турецкими властями планируется скрыть мозаики и фрески храма после переделки его в мечеть.
- Любопытна этимология названия «Хора». В дословном переводе оно означает «размещенный за пределами города». И действительно, на момент своего возведения храм находился вне стен Константинополя.
- Интерес многих туристов вызывает один из мотивов, изображенный на мозаике. На троне восседает Христос и принимает из рук Феодора Метохита (покровитель монастыря Хора, один из инициаторов украшения его художественными фресками) миниатюрный храм, символизирующий саму Церковь Спасителя в Хоре.