10 интересных и небанальных фактов об Эрмитаже
Эрмитаж известен всем, но можно сказать, что в силу своей необъятности и возраста он неизвестен никому. Рассказы об Эрмитаже обычно ограничиваются большими цифрами – 3 миллиона экспонатов, 350 залов и т. п. – да перечислением знаменитых картин и их авторов, а перечислять их можно долго. Найти эти сведения можно на сотнях сайтов. Но есть в истории Эрмитажа и его экспонатов перипетии, известные не так широко.
1. Огромный вклад в популяризацию и развитие Эрмитажа именно как музея внёс Степан Гедеонов. Сначала он в течение 13 лет скупал в Европе различные экспонаты, в частности, значительную часть знаменитой коллекции Кампана (только эту часть разбирали и маркировали потом в течение двух лет). Затем Степан Александрович был назначен первым директором Эрмитажа, до этого музей проходил по дворцовой части как одно из жилищ императоров. Именно Гедеонов добился того, чтобы Эрмитаж открыли для широкой публики. На это ушло целых пять лет переписки и заседаний в высоких инстанциях. До Гедеонова в Эрмитаж пускали по спецпропускам и дресс-коду больших приёмов: в парадных мундирах, фраках и соответствующих дамских платьях. Даже Пушкин в зените славы попал в Эрмитаж только по пропуску, добытому Жуковским.
2. Николай I, хоть и прозванный «Палкиным» и высмеянный за солдафонство, в искусстве разбирался. При нём коллекцию перестали пополнять в духе: «Вот этого Рембрандта, вон того Рубенса и вон те восемь полотен, что в углу, заверните ещё!» Собственно, и начался-то Эрмитаж с покупки Екатериной II сразу 225 картин у одного антиквара. При Николае I произведения искусства покупались по его указаниям точечно, заполняя лакуны в истории живописи. Тем не менее, если что-то где-то спешно распродавалось, представители России были в первых рядах покупателей. Например, «Мадонну Альба» Рафаэля купили на распродаже вместе с ещё 20 полотнами.
3. В Эрмитаже экспонируется обширная и очень интересная коллекция игральных карт. Основу её составляют экспонаты, собранные в конце XIX — начале XX века Дмитрием Ивковым. Этот выходец из бедной дворянской семьи сделал блестящую военную карьеру по инженерной (сапёрной) части и внёс серьёзный вклад в развитие инженерного дела. У инженер-генерала Ивкова с детства было два хобби: почтовые голуби и карты. В них он добился больших высот, став председателем Русского общества голубиного спорта и собрав самую большую коллекцию игральных карт в России. Д. П. Ивков, фактически, создал правила коллекционирования карт. Он собирал сведения о каждой колоде, знал все европейские фабрики, производившие карты, а уж с Карточной фабрики, устроенной ещё по указу Александра I в 1817 году, новые колоды ему присылали на дом. Он наклеивал карты на специальные экспозиционные стенды, снабжал их поясняющими комментариями, демонстрировал упаковки и ярлыки. Весьма интересен раздел экспозиции, в котором представлены листы с правилами различных игр. В карточной экспозиции есть также гадальные карты и карты Таро.
4. Одной из самых известных картин Эрмитажа является «Даная» Рембрандта. Изображение лежащей в постели красивой молодой женщины было приобретено ещё при Екатерине II. Считается, что Рембрандт писал Данаю со свей жены, а после её смерти переделал полотно, придав Данае черты своей сначала няни, а потом любовницы Гертье Диркс. В 1985 году «Данаю» переделал признанный потом невменяемым литовец. Он вошёл в зал, в котором экспонировалось полотно, и спросил у сотрудницы музея, какая картина считается самой ценной. Ему указали на «Данаю». Любознательный посетитель тут же вылил на картину литровую банку кислоты и принялся полосовать «Данаю» ножом. Реставрация заняла 12 лет. Вандала признали невменяемым. До 1991 года он сидел в психушках, а потом был отправлен на родину.
5. Во время Великой Отечественной Войны работники Эрмитажа совершили двойной подвиг. Они собрали, упаковали и перевезли в Екатеринбург, который тогда назывался Свердловском, более 1,2 миллиона единиц хранения (хранились сокровища Эрмитажа в Ипатьевском доме, в подвале которого расстреляли Николая II и его семью). Сотрудники, оставшиеся в Ленинграде, не прекращали работать. Музей был закрыт, но даже в трагическую зиму 1941 – 1942 годов они читали лекции по искусствоведению и истории искусств. Те, кто выжил, уже весной 1944 года приступили к ремонту и реставрации помещений. А когда провели ревизию вернувшихся из эвакуации экспонатов, оказалось, что ни один из них, за исключением оставленных в дар Свердловску, не был утрачен, а в реставрации нуждаются считанные единицы.
6. Бытует мнение, что в ходе т. н. «Операции «Эрмитаж» в 1920 – 1930 годы за бесценок распродали чуть ли не половину коллекции музея. Это далеко не так. К безвозвратно утраченным шедеврам можно отнести 30 – 40 полотен. 10 картин кисти Рембрандта, 4 Рубенса, 7 Ван Эйка, работы Веронезе, Боттичелли, Тициана… Продали их не за бесценок, но в масштабах Советского Союза деньги были действительно небольшими. Но тогда, в ходе индустриализации, за счёт которой и закончили Великую Отечественную Войну в Берлине, скребли буквально по сусекам. Из-за экономического кризиса цены на сырье – главную статью экспорта СССР – были низкими, поэтому каждый доллар был на счету.
7. Увидеть практически все экспонаты Эрмитажа можно и без посещения комплекса музея. На официальном сайте в разделе «Виртуальный визит» есть 3D-панорамы всех залов Эрмитажа, в среднем по две панорамы на каждый зал. Есть также виртуальные экскурсии по Золотой и Бриллиантовой кладовой, представлены и временные выставки с архивом. Панорамы снабжены значками, кликнув на которые можно получить информацию об экспонате.
8. Датой основания Эрмитажа считается 7 декабря 1764 года. Надо полагать, к этому дню в Малом Эрмитаже наконец развесили первые 225 картин, купленные у Иоганна Гоцковского. На декабрь приходится и дата второго рождения Эрмитажа. 17 декабря 1837 года загорелся Зимний дворец. Несмотря на самоотверженные действия пожарных и подмогу от жителей Петербурга, дворец сгорел до фундамента. Малый Эрмитаж уцелел лишь благодаря человеческой самоотверженности – десятки людей спешно возвели импровизированный кирпичный брандмауэр, ставший преградой для огня.
9. Эрмитаж велик, но и в нём выставляются копии. Например, в 285-м зале можно полюбоваться великолепным «Амуром» Этьена Мориса Фальконе. Гениальный автор памятника Петру I не чурался и малых форм – фигура задорного мальчишки, прижимающего палец к губам, одновременно доставая из колчана стрелу любви, имеет высоту всего 85 см. Оригинал этой превосходной скульптуры стоял в будуаре мадам Помпадур в Париже. Она настолько очаровывала (и продолжает очаровывать) людей, что Фальконе пришлось собственноручно сделать несколько её копий. Одну из них заказал для себя граф Павел Строганов. В графском поместье «Амур» хранился до революции, а в Эрмитаж попал в 1835 году.
10. В Золотой кладовой Эрмитажа хранится предмет, согласно легенде способный вызывать инсульты у коронованных особ. Речь о золотой табакерке, якобы послужившей Платону Зубову кастетом в тот момент, когда 11 марта 1801 года он ударил императора Павла I. Императора задушили, а смерть объяснили апоплексическим ударом, как тогда именовали инсульт. Заговор против Павла особо не скрывался, убийцы наказаны не были. Шутка про «апоплексический удар табакеркой в висок» стала, говоря сегодняшним языком, мемом. К аутентичности табакерки есть вопросы, например, она тонкая и лёгкая, но не смялась при ударе, но на это особо и не упирают. На кожаном вкладыше выдавлено, что она только принадлежала Платону Зубову.