Старый и Новый железнодорожные вокзалы Твери

Новый железнодорожные вокзалы Твери

Официальной датой открытия железной дороги Санкт-ПетербургМосква считается 1 ноября 1851 года – в этот день по маршруту прошёл первый поезд «для всех». Но тверичане могли увидеть «железку» и даже паровозы на ней с 1849 года, когда был достроен перегон до Вышнего Волочка и открыто рабочее движение. Тогда же был открыт и пассажирский вокзал.

Старый вокзал

34 станции между Москвой и Санкт-Петербургом были разбиты на четыре класса. Тверь закономерно попала в первый вместе с Вышним Волочком и станцией Бологое. Интересно, что Клин отнесли ко второму классу станций, а вокзал построили один в один по тверскому проекту, объяснив это ошибкой! Проекты действительно были похожи, только первоклассный вокзал на 30 метров длиннее.

Авторы

Старый железнодорожные вокзалы Твери

Автором типовых проектов всех четырёх классов был академик и профессор Рудольф Желязевич, поляк, принятый в Академию художеств в возрасте 21 года. Построил «Пассаж» на Невском проспекте и Дом Российско-Американской компании. Желязевич придумал и построил первое депо для паровозов с поворотным кругом.

Строительством руководил инженер Павел Мейнгардт. Он пришёл на строительство железной дороги инженер-капитаном, а закончил строительство инженер-подполковником и потомственным дворянином. В 1871 году П. А. Мейнгард ушёл со службы в ранге действительного статского советника. На гербе его рода красуются якорь и топор – символы российских путевых работников. А был Павел Александрович русским всего в первом поколении.

Внешний вид

Вокзал представляет собой вытянутое – и оттого кажущееся низковатым – двухэтажное здание длиной 115 метров, стоящее между путями – т. н. вокзал «островного типа». Его торцы закруглены, получились как бы две полуротонды. По периметру здание огорожено навесом, опирающимся на колонны. Стилистически здание неоднородно, но преобладает русский стиль, прежде всего, из-за красно-белой гаммы стен. В таком же ключе оформлены и другие здания станции Тверь: административный корпус, два вагонных депо, водонапорная башня и мастерские.

Интерьер

Рудольф Желязевич был представителем той когорты самых первых инженеров, которую воспел Жюль Верн. Вспомним: инженер Сайрес Смит, попавший с товарищами на необитаемый остров, смог превратить их пристанище во вполне комфортное для проживания место, начав с определения местоположения с помощью часов, закончив постройкой лифта и изготовлением динамита.

Желязевич не только хорошо разбирался и в архитектуре, и в экономике. Спроектировав прекрасные здания, он озаботился и питанием пассажиров. По его предложению, меню и цены на всём протяжении дороги Москва – Санкт-Петербург были унифицированы. То есть обеды в вокзалах в Вышнем Волочке и Твери были схожими и стоили примерно одинаково.

Вокзал первого класса состоял из залов для пассажиров трёх классов, ресторана и кухни (всё – в центральной части), касс и багажного отделения (северная полуротонда) и императорских покоев (пять комнат в южной части). Здание хорошо отапливалось голландскими и унтермарковскими печами.

Классные здания отличались богатством отделки – в 1 – 2 классах полы были изразцовыми, в 3 – деревянными, отличия были и в наличии или отсутствии стенных росписей и украшений. Императорские помещения были отделаны с роскошью – в кабинете стояло две печки, при отделке использовались дуб, драпировки и зеркала. Рядом со входом в Императорские комнаты был разбит сад.

Восстановление

За полторы сотни лет вокзал Твери, переживший три революции и три войны, конечно, полностью утратил своё великолепие. Но в 2012 – 2015 год он подвергся комплексной реконструкции и был восстановлен по оригинальным чертежам, рисункам и фотографиям. Сейчас вокзал, за исключением необходимых современных дополнений, выглядит так, как и полтора столетия назад.

Музей тверских железнодорожников

В Твери с 1980-х годов было два железнодорожных музея. В 2012 году их объединили в учреждение с зубодробительным названием «Линейное подразделение по сохранению исторического наследия тверских железнодорожников», но суть осталась – это музей истории железной дороги в Твери.

Основная масса экспонатов будет интересна любителям истории и истории техники. Эволюция слесарных тисков, сигнальных фонарей или стрелочных переходов интересна далеко не всем. А вот панорамный макет станции Тверь настолько нагляден, что уже через несколько минут понимаешь, как это сложное хозяйство работает.

Новый вокзал

Вокзал станции Тверь исторически являлся лидером, а временами становился рекордсменом среди российских вокзалов по соотношению населения города к числу обслуживаемых пассажиров – последних всегда было в несколько раз больше, поэтому вокзал Твери требовался объёмный. Вопрос о строительстве нового вокзала вызревал с 1960-х годов. Проект разработали только в середине 1970-х, а в эксплуатацию здание сдали в 1991.

Здание по-своему красивое и узнаваемое за счёт трёх перевёрнутых арок на стеклянно-бетонном фасаде и высокой башни с часами. Внутри стены украшены мозаиками и деревом. Устроена оранжерея. Знающие люди пишут, что очень похоже на мадридский вокзал «Аточа», только там ещё пруд с черепахами есть. Со старым вокзалом новый соединён подземным переходом.

Расписание ж/д поездов

Расположение

Отзывы посетителей

Видео про Железнодорожный вокзал Твери

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x