Старый и Новый железнодорожные вокзалы Твери

В Твери целых два железнодорожных вокзала. Они оба работают, и в каждом есть изюминка. Старый вокзал интересен историей, Новый — конструктивными особенностями.

Фото с Livejournal.com

Официальной датой открытия железной дороги Санкт-Петербург – Москва считается 1 ноября 1851 года – в этот день по маршруту прошёл первый поезд «для всех». Но тверичане могли увидеть «железку» и даже паровозы на ней с 1849 года, когда был достроен перегон до Вышнего Волочка и открыто рабочее движение. Тогда же был открыт и пассажирский вокзал.

Старый вокзал

34 станции между Москвой и Санкт-Петербургом были разбиты на четыре класса. Тверь закономерно попала в первый вместе с Вышним Волочком и станцией Бологое. Интересно, что Клин отнесли ко второму классу станций, а вокзал построили один в один по тверскому проекту, объяснив это ошибкой! Проекты действительно были похожи, только первоклассный вокзал на 30 метров длиннее.

Авторы

Автором типовых проектов всех четырёх классов был академик и профессор Рудольф Желязевич, поляк, принятый в Академию художеств в возрасте 21 года. Построил «Пассаж» на Невском проспекте и Дом Российско-Американской компании. Желязевич придумал и построил первое депо для паровозов с поворотным кругом.

Строительством руководил инженер Павел Мейнгардт. Он пришёл на строительство железной дороги инженер-капитаном, а закончил строительство инженер-подполковником и потомственным дворянином. В 1871 году П. А. Мейнгард ушёл со службы в ранге действительного статского советника. На гербе его рода красуются якорь и топор – символы российских путевых работников. А был Павел Александрович русским всего в первом поколении.

Фото с Livejournal.com

Внешний вид

Вокзал представляет собой вытянутое – и оттого кажущееся низковатым – двухэтажное здание длиной 115 метров, стоящее между путями – т. н. вокзал «островного типа». Его торцы закруглены, получились как бы две полуротонды. По периметру здание огорожено навесом, опирающимся на колонны. Стилистически здание неоднородно, но преобладает русский стиль, прежде всего, из-за красно-белой гаммы стен. В таком же ключе оформлены и другие здания станции Тверь: административный корпус, два вагонных депо, водонапорная башня и мастерские.

Интерьер

Рудольф Желязевич был представителем той когорты самых первых инженеров, которую воспел Жюль Верн. Вспомним: инженер Сайрес Смит, попавший с товарищами на необитаемый остров, смог превратить их пристанище во вполне комфортное для проживания место, начав с определения местоположения с помощью часов, закончив постройкой лифта и изготовлением динамита.

Желязевич не только хорошо разбирался и в архитектуре, и в экономике. Спроектировав прекрасные здания, он озаботился и питанием пассажиров. По его предложению, меню и цены на всём протяжении дороги Москва – Санкт-Петербург были унифицированы. То есть обеды в вокзалах в Вышнем Волочке и Твери были схожими и стоили примерно одинаково.

Вокзал первого класса состоял из залов для пассажиров трёх классов, ресторана и кухни (всё – в центральной части), касс и багажного отделения (северная полуротонда) и императорских покоев (пять комнат в южной части). Здание хорошо отапливалось голландскими и унтермарковскими печами.

Классные здания отличались богатством отделки – в 1 – 2 классах полы были изразцовыми, в 3 – деревянными, отличия были и в наличии или отсутствии стенных росписей и украшений. Императорские помещения были отделаны с роскошью – в кабинете стояло две печки, при отделке использовались дуб, драпировки и зеркала. Рядом со входом в Императорские комнаты был разбит сад.

Восстановление

За полторы сотни лет вокзал Твери, переживший три революции и три войны, конечно, полностью утратил своё великолепие. Но в 2012 – 2015 год он подвергся комплексной реконструкции и был восстановлен по оригинальным чертежам, рисункам и фотографиям. Сейчас вокзал, за исключением необходимых современных дополнений, выглядит так, как и полтора столетия назад.

Музей тверских железнодорожников

В Твери с 1980-х годов было два железнодорожных музея. В 2012 году их объединили в учреждение с зубодробительным названием «Линейное подразделение по сохранению исторического наследия тверских железнодорожников», но суть осталась – это музей истории железной дороги в Твери.

Основная масса экспонатов будет интересна любителям истории и истории техники. Эволюция слесарных тисков, сигнальных фонарей или стрелочных переходов интересна далеко не всем. А вот панорамный макет станции Тверь настолько нагляден, что уже через несколько минут понимаешь, как это сложное хозяйство работает.

Новый вокзал

Вокзал станции Тверь исторически являлся лидером, а временами становился рекордсменом среди российских вокзалов по соотношению населения города к числу обслуживаемых пассажиров – последних всегда было в несколько раз больше, поэтому вокзал Твери требовался объёмный. Вопрос о строительстве нового вокзала вызревал с 1960-х годов. Проект разработали только в середине 1970-х, а в эксплуатацию здание сдали в 1991.

Здание по-своему красивое и узнаваемое за счёт трёх перевёрнутых арок на стеклянно-бетонном фасаде и высокой башни с часами. Внутри стены украшены мозаиками и деревом. Устроена оранжерея. Знающие люди пишут, что очень похоже на мадридский вокзал «Аточа», только там ещё пруд с черепахами есть. Со старым вокзалом новый соединён подземным переходом.

Расписание ж/д поездов

Расположение

Видео про Железнодорожный вокзал Твери

Может быть интересно

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии