Музейная жизнь Москвы: Авиационный музей
- Адрес: поселок Монино, улица Музейная, 2
- Режим работы: с 10:00 до 17:00 (кроме понедельника и вторника)
- Телефон: 8 (495) 681-63-03
- Сайт: http://www.cmaf.ru/
- Цена билетов: 300 рублей, для льготных категорий — 150 рублей
Рейтинг Tuturizm
Как добраться до музея
Единственный в России музей, полностью посвященный авиации, располагается на территории Московской области, в поселке Монино, удаленном от столицы на 38 км (восточное направление). Он находится на Гагаринском шоссе, рядом с железной дорогой.
Доехать до музея ВВС можно как на общественном транспорте, так и на собственном автомобиле. Оптимальными маршрутами на общественном транспорте являются:
- от метро «Измайловский парк» — на пригородном автобусе 322 (выходить на остановке «ВВА имени Гагарина»);
- от метро «Щёлковская» — сев на автолайн 387 (музей находится на конечной остановке);
- от метро «Перово» — на маршрутном такси 587;
- на электричке (отправляется с Ярославского вокзала) — до ж/д станции «Монино».
Автомобилисты могут прибыть в Музей ВВС России в Монино на машине. Ехать из столицы лучше всего по шоссе М7 до остановки «Монинский поворот». Оставить автомобиль можно на бесплатной парковке у главного входа на территорию музея.
Цена билетов и режим работы
График работы Музея авиации:
- пн и вт — музей закрыт;
- ср, чт, пт — с 09:30 до 17:30 (обеденный перерыв с 13:30 до 14:15);
- сб, вс — с 09:00 до 14:00 без перерыва.
Стоимость входного билета на экспозицию — 300 рублей, для льготных категорий граждан — 150 рублей. В цену билета включена фотосъемка.
История
Датой основания музея считается 28 ноября 1958 года. В этот день музейный комплекс, созданный на территории бывшей авиационной дивизии, распахнул свои двери для посетителей. Торжественное открытие состоялось спустя полтора года: коллектив музея активно формировал экспозицию, собирая в нее как экспериментальные модели, так и эксплуатируемые в гражданском и военном воздушном флоте машины. На праздничном мероприятии, посвященном открытию музея присутствовало множество гостей: как военных, так и гражданских.
В 1960 году экспозиция музея ВВС насчитывала 586 выставочных объектов, в том числе самолёты и вертолеты. На протяжении следующих нескольких десятилетий его коллекция продолжала регулярно пополняться. Первым руководителем Авиационного музея стал майор Данилин, прикладывающий немало сил, чтобы молодой музейный комплекс рос и расширялся.
К концу ХХ века современная экспозиция музея полностью сформировалась. К этому времени комплекс был передан в подчинение Министерству обороны страны, а на позицию руководителя стали назначать только действующих военных.
Экспозиция
Территория музейного комплекса занимает более 20 га, на которых представлено свыше 200 самолетов и вертолетов. Музейные экспонаты располагаются как в крытых залах и ангарах, так и под открытым воздухом. Сегодня его коллекция отражает все этапы развития мировой авиации, от первых летательных аппаратов до современных единиц гражданской и военной авиации.
В Авиационном музее посетители могут вблизи рассмотреть:
- разнообразные модели самолётов и вертолетов (большинство исторических экспонатов, представляющих авиатехнику времен Второй Мировой войны, представлено в крытых ангарах, тогда как более современные модели располагаются на открытой территории);
- модели экспериментальных летательных аппаратов;
- предметы авиационного вооружения;
- авиационные двигатели, как современные, так и исторические;
- крылатые ракеты, а также макеты советской атомной и водородной бомб;
- исторические документы и архивы (представлены в закрытых залах).
Наибольший интерес у посетителей всех возрастов вызывают:
- крупнейший в мире по весу и габаритам вертолет Ми-12 (является экспериментальной моделью, так и не выпущенной в серийное производство);
- получивший широкое распространение и международное признание Ту-4 — эта модель отечественного бомбардировщик была сконструирована конструкторским бюро Туполева по подобию захваченного в 1944 году американского бомбардировщика В-29;
- наиболее распространенный боевой самолет времен «холодной войны» Ту-16 — бомбардировщик стал первым советским летательным аппаратом, способным переносить атомные боеголовки;
- используемый до наших дней российскими военными и украинскими гражданскими авиаперевозчиками широкофюзеляжный самолет Ан-22 (известен еще как «Антей»);
- созданный в 1955 году и являющийся первым в мире двухвинтовым вертолетом Як-24 — использовался как в военной, так и в гражданской авиации;
- первый в Советском союзе и второй на планете специализированный боевой вертолет Ми-24 (известен как «Крокодил») — был создан в 1959 году и используется в вооруженных силах России и зарубежных стран, в том числе в афганском конфликте, чеченских войнах, военных столкновениях на территории бывшей Югославии и Судана;
- наиболее быстрый среди турбовинтовых самолётов Ту-95 (другое название — «Медведь») — официально является самым шумным среди современных летательных аппаратов, именно с него была сброшена в акватории Новой Земли наиболее мощная для тех лет водородная бомба (1961 г).
Интересные факты
- Музей ВВС в Монино является обязательным элементом культурной программы отечественных и зарубежных туристов: за годы существования его экспозицию посетило свыше 3 млн зрителей. Здесь побывали граждане более чем 80 государств мира.
- Один из экспонатов музея, Ан-22 с номером RA-09334 имеет богатую и трагичную историю: этот самолет попал в авиакатастрофу под Аддис-Абебой (Эфиопия) и длительное время восстанавливался.
- Чтобы представленные в музее экспонаты сохраняли хорошую форму и были в исправном состоянии, на территории комплекса с первых дней его существования функционирует специальная реставрационная мастерская, в которой ремонтируют и восстанавливают выставленные здесь летательные аппараты. При осуществлении ремонтных работ повышенной сложности сотрудники музея привлекают специалистов конструкторских бюро Туполева и Антонова.