Храм Марона Пустынника в Старых Панех на Якиманке
Первый храм на месте нынешнего Храма Преподобного Марона Пустынника стоял уже в начале XVII века. Назывался он Храмом Благовещения в Бабьем Городке. Топоним возник после того, как в дни нашествия Тохтамыша на Москву на берегу Москвы-реки скопились сотни женщин. Их не пустили в Кремль, чтобы не обременять крепость. Собрав на берегу лес, женщины соорудили укрытие и пересидели в нём, пока татары, взявшие Кремль, не ушли. Сейчас об этом событии напоминают только Бабьегородские переулки, отходящие от Большой Якиманки в сторону Москвы-реки.
Храм был очень бедным – в округе, в основном, жили пленные поляки, жавшиеся к своему посольству (потому и «в Старых Панех»). За церковью Благовещения числилось всего 5 дворов (нормой были 300 дворов). С неё вышестоящие церковные инстанции даже не брали полагающийся налог.
В отчаянии настоятель храма отец Сергий Анисифоров обратился с просьбой о помощи напрямую к императрице Анне Иоанновне. Императрица, мягко говоря, не жаловала православную церковь. Иерархи платили ей той же монетой. Трудно понять мотивы решения Анны Иоанновны, но она повелела за казённый счёт построить каменную церковь с двумя престолами.
В 1647 году (Анна Иоанновна уже 7 лет как умерла) новый храм был освящен и подарил нам новую загадку: почему появившийся второй престол был освящён в честь Марона? Этот сирийский отшельник, исцелявший телесные и душевные недуги, конечно, почитается православной церковью, но это единственный храм, освящённый в его честь.
Приходов больше не стало, однако появились люди, которые приходили целенаправленно молиться Святому Марону, и было их немало. Но их пожертвования лишь позволяли храму сводить концы с концами. Сокрушительный удар Храму Марона Пустынника нанесло нашествие французов. Церковь ограбили почти дочиста. А пожар уничтожил жилища почти всех прихожан – уцелели лишь каменные первые этажи в четырёх домах.
Храм закрыли, священников и прихожан перевели в Никольскую церковь (сейчас она стоит за «Президент-отелем»). Спасли храм представители старой купеческой династии Лонгин Лепёшкин, его сын Василий и внук Николай. С момента закрытия они прилагали все усилия к тому, чтобы службы возобновились. Здание церкви было не просто отремонтировано, а перестроено за их счёт. В целом семейство Лепёшкиных заботилось о Маронской церкви в течение 84 лет.
В 1844 году митрополит Московский и Коломенский Филарет отслужил в Храме Марона первую службу после восстановления. Храм был перестроен в стиле позднего классицизма по традиционной компоновке алтарь – трапезная – колокольня. Новая колокольня обладала уникальной акустикой, а приобретённые заново колокола звучали так, что послушать их собирались даже известные музыканты. Известность храму принесла и первая в России церковно-приходская школа.
В 1918 году началось постепенное угасание. Особых ценностей в Храме Марона большевики изъять не смогли – их попросту не было, но урезали земельный участок, отобрали доходный дом, построенный специально для храма Лепёшкиными, и по мелочам не церемонились. В 1930 году храм был закрыт.
Вновь возродился Храм Марона Пустынника в 1995 году. Священники не только проводят службы, но и ведут просветительскую работу, в частности, снова работает церковная школа.
Увидеть Храм Преподобного Марона Пустынника можно только если твёрдо знать, куда смотреть. А с названного в честь Церкви Мароновского переулка и вовсе невозможно – закрывают окружающие дома. От ближайшей станции метро «Полянка» нужно перейти на Большую Якиманку. С неё свернуть в 1-й Бабьегородский переулок и сразу посмотреть налево – храм находится в глубине двора.
Сайт Храма Марона Пустынника в Старых Панех на Якиманке — https://www.st-maron.ru/.