Лучшее из коллекции С. М. Прокудина-Горского

Прокудин-Горский

Сергей Прокудин-Горский (1863 — 1944) был выдающимся мастером фотографии, известным химиком, изобретателем, общественным деятелем и педагогом. На любом из этих поприщ он мог снискать международную славу и стать очень богатым человеком. Однако Прокудин-Горский был ещё и подвижником, каких иногда рождает русская земля. Уже в достаточно зрелом возрасте он решил посвятить свою жизнь запечатлению России в цветных фотографиях. И, хотя политические катаклизмы не позволили Прокудину-Горскому завершить работу, его «Коллекция достопримечательностей Российской империи» стала одним из объектов мирового культурного наследия.

Крестьянские девушки. Нижняя Топорня. Река Шексна. 1909 год
Крестьянские девушки. Нижняя Топорня. Река Шексна. 1909 год

Это несколько удивительно для конца XIX века, но о первых 25 годах жизни Сергея Михайловича не осталось практически никаких документальных свидетельств. Причём речь идёт не о безвестном крестьянине, а о представителе древнего рода. Его основатель, крещёный татарин, участвовал в Куликовской битве и был отмечен Дмитрием Донским.

Фамилия «Горский» происходит от названия вотчины Гора. Вторая фамилия — прозвище одного из предков нашего героя. Лишь по косвенным данным известно, что С. М. Прокудин-Горский учился в знаменитом Царскосельском (тогда он уже назывался Александровским) лицее, на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, в Военно-медицинской академии и Императорской академии художеств.

При этом Прокудин-Горский не закончил обучение ни в одном из этих заведений. Либо поведение богача, не знающего, при всех возможностях, чем именно заняться, либо человека крайне целеустремлённого. Получил нужные знания — перешёл к другой специальности. Богачом Прокудин-Горский точно не был. Его отец после отставки с военной службы трудился на гражданской исключительно для материального достатка. А вот специфика учебных заведений неплохо ложится в сюжет подготовки к революции в фотографии.

Материальное положение Прокудина-Горского стало стабильным лишь после женитьбы на дочери Александра Лаврова. Тесть, генерал и крупный промышленник, заработавший деньги и награды, производя металлургическую продукцию, ввёл его в состав правления одного из своих заводов. Теперь Сергей Михайлович мог плотно заняться опытами с фотографией.

Уже через несколько лет Прокудин-Горский становится крупным авторитетом в России. Его доклады слушают члены Императорского русского технического общества, издаются его отчёты об исследованиях и практических опытах. Постепенно изобретатель нащупал путь к получению качественной и долговечной цветной фотографии.

Прокудин-Горский

Суть изобретения Прокудина-Горского достаточно проста: он делал три снимка человека или предметов с одного и того же места через разные светофильтры, а потом совмещал полученные снимки. Однако лёгкость принципа компенсировалась многочисленными техническими трудностями от поиска необходимой бумаги до химического состава проявителя и синхронности смены светофильтров и пластинок.

И лишь когда всё трудности были преодолены, Прокудин-Горский смог заняться делом всей своей жизни — запечатлению красот Российской империи от столиц до отдалённых уголков. В 1903 году, путешествуя по Финляндии, он делает первые фотографии, которые позже войдут в «Коллекцию достопримечательностей…», хотя замысел самой «Коллекции» появился только в 1909 году.

Карта съёмок С. М. Прокудина-Горского (1904—1916)

К тому времени Прокудин-Горский совершил несколько поездок, посетив с фотографическими аппаратами Малороссию, Крым, Кавказ, Туркестан (тогда этим названием объединяли всю российскую Среднюю Азию). Он также сделал много портретных снимков, в том числе самый известный портрет Льва Толстого. Но единственный цветной портрет Льва Николаевича в оригинале, к сожалению, утерян. Тем не менее, его точно видел любой человек, живший в Советском Союзе. Этот портрет считался как бы парадным — простая одежда и сапоги подчёркивали «народность» графа. Эта фотография одна из немногих, на которой Прокудин-Горский действительно заработал. Он продавал крупноформатные копии портрета Льва Николаевича как настенные плакаты.

Цветная фотография Льва Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне 23 мая 1908 года
Лев Толстой. Ясная Поляна, 1908 год

Снимки Прокудина-Горского производили фурор на российских и международных выставках. Немудрено, что изобретением заинтересовался Николай II. Фотограф (хотя, по хорошему, называть Прокудина-Горского фотографом это примерно то же, что называть Микеланджело иллюстратором Библии) получил личную аудиенцию у царской семьи. Он прошла чрезвычайно успешно. Прокудин-Горский покорил императора не только своими снимками, но и убеждённостью в необходимости запечатления всей России на цветные фото.

Фото Прокудина-Горского

Николай II предоставил мастеру массу льгот. В их число входил специальный железнодорожный вагон, право на получение судов для передвижения по рекам, и, главное, разрешение фотографировать что угодно и где угодно. В тогдашней России такой пропуск-«вездеход» для фотографов был на вес золота. Любой храм, например, можно было снимать только с разрешения митрополита. Любой чин полиции мог если не воспрепятствовать съёмке, то отнять драгоценное время и т. п. Царский же пропуск снимал все препоны.

Император забыл об одном — о финансировании. Прокудин-Горский же, видимо, постеснялся напомнить о деньгах, и тратил на экспедиции собственные средства. Их хватило на три года. Фотографии были сделаны на обширных территориях Урала, Центральной России, Белоруссии, Верхней Волге, вдоль всего течения Оки.

В 1912 году царские льготы закончились, а экспедиции стали эпизодическими. Последняя из них состоялась в 1916 году, когда Сергей Михайлович фотографировал Соловецкие острова и Мурманскую железную дорогу. После революции, в 1918 году  мастер уехал за границу и жил во Франции. Он продолжал заниматься фотографией, публиковал статьи, получал патенты. Однако красоты Франции, видимо, вдохновляли его меньше родных видов. Умер С. М. Прокудин Горский в Париже в 1944 году.

Судьба же «Коллекции…» похожа на детективный роман. Изначально 3 500 снимков остались в Советской России. Прокудину-Горскому, по его собственным словам, удалось вывезти 2 300 негативов. При этом он хранил молчание об этом до 1931 года. Все оставшиеся в России негативы считаются утерянными. После смерти Сергея Михайловича его наследники за 5 000 долларов продали Библиотеке конгресса США 1902 негатива. Остальные, видимо, испортились от условий хранения и перевозок. К коллекции прилагался каталог с 2 433 чёрно-белыми изображениями, т. е более 500 снимков существуют только в чёрно-белом варианте.

В конце ХХ — начале ХХI века, с появлением интереса к работам Прокудина-Горского, начали обнаруживаться ранее неизвестные отпечатанные снимки. Сейчас их поиском занимаются как энтузиасты, так и профессиональные искусствоведы.

Автопортрет у реки Королисцхали, 1912
"На берегу Скурицхали. Этюд".

Авторы статьи о С. М. Прокудине-Горском в Википедии почему-то именуют этот снимок «Автопортрет у реки Королисцхали». Конечно же, это никакой не автопортрет — у тогдашних фотоаппаратов не было функции отложенного спуска, снимок сделан кем-то из помощников Прокудина-Горского.

А вот история подлинного названия снимка хорошо иллюстрирует энергию людей, увлечённых творчеством Прокудина-Горского. Два жителя Абхазии, пройдя по течению Королисцхали, не обнаружили место съёмки даже с учётом временных изменений. Более того, они нашли нужное место на берегу притока Королисцхали — Скурицхали. Другие поисковики, изучая каталог работ, нашли снимок с подписью «На берегу Скурицхали. Этюд» На снимке был изображён водопад. Абхазцы снова отправились на природу и удостоверились, что водопада на Скурицхали нет. Так что авторское название самого известного снимка С. М. Прокудина-Горского — «На берегу Скурицхали. Этюд».

Вид на монастырь из Светлицы
"Вид на монастырь из Светлицы"

Ещё один пример устоявшегося неточного названия. Обычно тиражируют «Вид на монастырь от Светлицы». «Светлица» — вторая предмостная башня, стоит напротив первой, попавшей в кадр, Тем не менее, вид на монастырь Нила Столбенского заставляет сердце замирать от сожаления того, что такая красота была разрушена. Вообще, дополнительная ценность многих снимков Прокудина-Горского в том, что на них запечатлены повреждённые или уничтоженные храмы.

"Обед на покосе"
"Обед на покосе"

«Обед на покосе». Крестьяне сфотографированы на берегу реки Шексна. За их спинами — землечерпальная машина и остров посередине русла реки. Один из многих снимков Прокудина-Горского, создающих впечатление живописного полотна.

"Семья поселенца Пос. Графовка"
"Семья поселенца Пос. Графовка"

Снимок из альбома «Кавказ» сделан на территории нынешнего Азербайджана. Первопроходец исследований творчества Прокудина-Горского американец Роберт Оллхаус украсил обложку первого изданного альбома именно этим фото. Причём альбом с крестьянами на обложке назывался «Фотографии для царя».

Прокудину-Горскому крупно повезло, что свои работы он начал представлять на суд широкой публики, уже будучи авторитетным учёным и изобретателем. Даже в этом статусе он получал регулярные порции критики за нарушение канонов фотосъёмки. Так, например, фотографируя храм, можно было «обрезать» не попадавшую в кадр нижнюю часть, но верх любого храма с крестом должен был попасть в кадр обязательно. Прокудин-Горский, как видим, это правило не соблюдал.

"Село Покровское на р. Туре"
"Село Покровское на р. Туре"

«Село Покровское на р. Туре» — достаточно типичный для Прокудина-Горского снимок. Любого другого фотографа за него в начале ХХ века подвергли бы остракизму — отсутствует объект съёмки, который непременно должен располагаться в центре кадра.

"Ласточкино гнездо. Крым. 1904".
"Ласточкино гнездо. Крым. 1904"

Вряд ли Станислав Говорухин стал бы снимать «10 негритят» в Ласточкином гнезде, если бы оно выглядело так, как во времена Прокудина-Горского.

"Железнодорожный мост через реку Шую"
"Железнодорожный мост через реку Шую"

С. М. Прокудин-Горский питал слабость к инженерным сооружениям на воде: мостам, плотинам, шлюзам и т. п. Их он ухитрялся найти и сфотографировать даже в пустынном Туркестане. Именно там сделаны следующие снимки:

В 1915 году на творческом вечере Фёдора Шаляпина Прокудин-Горский сделал несколько снимков великого певца в разных ролях. К сожалению, сохранились только их напечатанные копии, оригиналы утеряны.

"Мефистофель"
Ф.Шаляпин в роли Мефистофеля
"Борис Годунов"
Ф.Шаляпин в роли Бориса Годунова

Снимки, сделанные С. М. Прокудиным-Горским и современными энтузиастами-фотографами, позволяют как бы переноситься из настоящего в прошлое. Поклонники творчества Сергея Михайловича стремятся (там, где это возможно) сделать снимки с тех же самых точек. Получаются такие вот сравнения:

"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы", Вязьма

"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы", Вязьма
Фотография С.М. Прокудина-Горского
"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы", Вязьма
Современная фотография церкви

"Общий вид с. Сорока"

"Общий вид с. Сорока"
Фотография С.М. Прокудина-Горского
Современная фотография

"Тверь. Левый берег Волги с Екатерининской церковью и устьем р. Тверцы"

"Тверь. Левый берег Волги с Екатерининской церковью и устьем р. Тверцы"
Фотография С.М. Прокудина-Горского
"Тверь. Левый берег Волги с Екатерининской церковью и устьем р. Тверцы"
Современная фотография

"Дворец в селе Бородино"

"Дворец в селе Бородино"
Фотография С.М. Прокудина-Горского
"Дворец в селе Бородино"
Современная фотография

"Бородинская церковь"

Фотография С.М. Прокудина-Горского
"Бородинская церковь"
Современная фотография