Лучшее из коллекции С. М. Прокудина-Горского
Сергей Прокудин-Горский (1863 — 1944) был выдающимся мастером фотографии, известным химиком, изобретателем, общественным деятелем и педагогом. На любом из этих поприщ он мог снискать международную славу и стать очень богатым человеком. Однако Прокудин-Горский был ещё и подвижником, каких иногда рождает русская земля. Уже в достаточно зрелом возрасте он решил посвятить свою жизнь запечатлению России в цветных фотографиях. И, хотя политические катаклизмы не позволили Прокудину-Горскому завершить работу, его «Коллекция достопримечательностей Российской империи» стала одним из объектов мирового культурного наследия.
Это несколько удивительно для конца XIX века, но о первых 25 годах жизни Сергея Михайловича не осталось практически никаких документальных свидетельств. Причём речь идёт не о безвестном крестьянине, а о представителе древнего рода. Его основатель, крещёный татарин, участвовал в Куликовской битве и был отмечен Дмитрием Донским.
Фамилия «Горский» происходит от названия вотчины Гора. Вторая фамилия — прозвище одного из предков нашего героя. Лишь по косвенным данным известно, что С. М. Прокудин-Горский учился в знаменитом Царскосельском (тогда он уже назывался Александровским) лицее, на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, в Военно-медицинской академии и Императорской академии художеств.
При этом Прокудин-Горский не закончил обучение ни в одном из этих заведений. Либо поведение богача, не знающего, при всех возможностях, чем именно заняться, либо человека крайне целеустремлённого. Получил нужные знания — перешёл к другой специальности. Богачом Прокудин-Горский точно не был. Его отец после отставки с военной службы трудился на гражданской исключительно для материального достатка. А вот специфика учебных заведений неплохо ложится в сюжет подготовки к революции в фотографии.
Материальное положение Прокудина-Горского стало стабильным лишь после женитьбы на дочери Александра Лаврова. Тесть, генерал и крупный промышленник, заработавший деньги и награды, производя металлургическую продукцию, ввёл его в состав правления одного из своих заводов. Теперь Сергей Михайлович мог плотно заняться опытами с фотографией.
Уже через несколько лет Прокудин-Горский становится крупным авторитетом в России. Его доклады слушают члены Императорского русского технического общества, издаются его отчёты об исследованиях и практических опытах. Постепенно изобретатель нащупал путь к получению качественной и долговечной цветной фотографии.
Суть изобретения Прокудина-Горского достаточно проста: он делал три снимка человека или предметов с одного и того же места через разные светофильтры, а потом совмещал полученные снимки. Однако лёгкость принципа компенсировалась многочисленными техническими трудностями от поиска необходимой бумаги до химического состава проявителя и синхронности смены светофильтров и пластинок.
И лишь когда всё трудности были преодолены, Прокудин-Горский смог заняться делом всей своей жизни — запечатлению красот Российской империи от столиц до отдалённых уголков. В 1903 году, путешествуя по Финляндии, он делает первые фотографии, которые позже войдут в «Коллекцию достопримечательностей…», хотя замысел самой «Коллекции» появился только в 1909 году.
К тому времени Прокудин-Горский совершил несколько поездок, посетив с фотографическими аппаратами Малороссию, Крым, Кавказ, Туркестан (тогда этим названием объединяли всю российскую Среднюю Азию). Он также сделал много портретных снимков, в том числе самый известный портрет Льва Толстого. Но единственный цветной портрет Льва Николаевича в оригинале, к сожалению, утерян. Тем не менее, его точно видел любой человек, живший в Советском Союзе. Этот портрет считался как бы парадным — простая одежда и сапоги подчёркивали «народность» графа. Эта фотография одна из немногих, на которой Прокудин-Горский действительно заработал. Он продавал крупноформатные копии портрета Льва Николаевича как настенные плакаты.
Снимки Прокудина-Горского производили фурор на российских и международных выставках. Немудрено, что изобретением заинтересовался Николай II. Фотограф (хотя, по хорошему, называть Прокудина-Горского фотографом это примерно то же, что называть Микеланджело иллюстратором Библии) получил личную аудиенцию у царской семьи. Он прошла чрезвычайно успешно. Прокудин-Горский покорил императора не только своими снимками, но и убеждённостью в необходимости запечатления всей России на цветные фото.
Николай II предоставил мастеру массу льгот. В их число входил специальный железнодорожный вагон, право на получение судов для передвижения по рекам, и, главное, разрешение фотографировать что угодно и где угодно. В тогдашней России такой пропуск-«вездеход» для фотографов был на вес золота. Любой храм, например, можно было снимать только с разрешения митрополита. Любой чин полиции мог если не воспрепятствовать съёмке, то отнять драгоценное время и т. п. Царский же пропуск снимал все препоны.
Император забыл об одном — о финансировании. Прокудин-Горский же, видимо, постеснялся напомнить о деньгах, и тратил на экспедиции собственные средства. Их хватило на три года. Фотографии были сделаны на обширных территориях Урала, Центральной России, Белоруссии, Верхней Волге, вдоль всего течения Оки.
В 1912 году царские льготы закончились, а экспедиции стали эпизодическими. Последняя из них состоялась в 1916 году, когда Сергей Михайлович фотографировал Соловецкие острова и Мурманскую железную дорогу. После революции, в 1918 году мастер уехал за границу и жил во Франции. Он продолжал заниматься фотографией, публиковал статьи, получал патенты. Однако красоты Франции, видимо, вдохновляли его меньше родных видов. Умер С. М. Прокудин Горский в Париже в 1944 году.
Судьба же «Коллекции…» похожа на детективный роман. Изначально 3 500 снимков остались в Советской России. Прокудину-Горскому, по его собственным словам, удалось вывезти 2 300 негативов. При этом он хранил молчание об этом до 1931 года. Все оставшиеся в России негативы считаются утерянными. После смерти Сергея Михайловича его наследники за 5 000 долларов продали Библиотеке конгресса США 1902 негатива. Остальные, видимо, испортились от условий хранения и перевозок. К коллекции прилагался каталог с 2 433 чёрно-белыми изображениями, т. е более 500 снимков существуют только в чёрно-белом варианте.
В конце ХХ — начале ХХI века, с появлением интереса к работам Прокудина-Горского, начали обнаруживаться ранее неизвестные отпечатанные снимки. Сейчас их поиском занимаются как энтузиасты, так и профессиональные искусствоведы.
Авторы статьи о С. М. Прокудине-Горском в Википедии почему-то именуют этот снимок «Автопортрет у реки Королисцхали». Конечно же, это никакой не автопортрет — у тогдашних фотоаппаратов не было функции отложенного спуска, снимок сделан кем-то из помощников Прокудина-Горского.
А вот история подлинного названия снимка хорошо иллюстрирует энергию людей, увлечённых творчеством Прокудина-Горского. Два жителя Абхазии, пройдя по течению Королисцхали, не обнаружили место съёмки даже с учётом временных изменений. Более того, они нашли нужное место на берегу притока Королисцхали — Скурицхали. Другие поисковики, изучая каталог работ, нашли снимок с подписью «На берегу Скурицхали. Этюд» На снимке был изображён водопад. Абхазцы снова отправились на природу и удостоверились, что водопада на Скурицхали нет. Так что авторское название самого известного снимка С. М. Прокудина-Горского — «На берегу Скурицхали. Этюд».
Ещё один пример устоявшегося неточного названия. Обычно тиражируют «Вид на монастырь от Светлицы». «Светлица» — вторая предмостная башня, стоит напротив первой, попавшей в кадр, Тем не менее, вид на монастырь Нила Столбенского заставляет сердце замирать от сожаления того, что такая красота была разрушена. Вообще, дополнительная ценность многих снимков Прокудина-Горского в том, что на них запечатлены повреждённые или уничтоженные храмы.
«Обед на покосе». Крестьяне сфотографированы на берегу реки Шексна. За их спинами — землечерпальная машина и остров посередине русла реки. Один из многих снимков Прокудина-Горского, создающих впечатление живописного полотна.
Снимок из альбома «Кавказ» сделан на территории нынешнего Азербайджана. Первопроходец исследований творчества Прокудина-Горского американец Роберт Оллхаус украсил обложку первого изданного альбома именно этим фото. Причём альбом с крестьянами на обложке назывался «Фотографии для царя».
Прокудину-Горскому крупно повезло, что свои работы он начал представлять на суд широкой публики, уже будучи авторитетным учёным и изобретателем. Даже в этом статусе он получал регулярные порции критики за нарушение канонов фотосъёмки. Так, например, фотографируя храм, можно было «обрезать» не попадавшую в кадр нижнюю часть, но верх любого храма с крестом должен был попасть в кадр обязательно. Прокудин-Горский, как видим, это правило не соблюдал.
«Село Покровское на р. Туре» — достаточно типичный для Прокудина-Горского снимок. Любого другого фотографа за него в начале ХХ века подвергли бы остракизму — отсутствует объект съёмки, который непременно должен располагаться в центре кадра.
Вряд ли Станислав Говорухин стал бы снимать «10 негритят» в Ласточкином гнезде, если бы оно выглядело так, как во времена Прокудина-Горского.
С. М. Прокудин-Горский питал слабость к инженерным сооружениям на воде: мостам, плотинам, шлюзам и т. п. Их он ухитрялся найти и сфотографировать даже в пустынном Туркестане. Именно там сделаны следующие снимки:
В 1915 году на творческом вечере Фёдора Шаляпина Прокудин-Горский сделал несколько снимков великого певца в разных ролях. К сожалению, сохранились только их напечатанные копии, оригиналы утеряны.
Снимки, сделанные С. М. Прокудиным-Горским и современными энтузиастами-фотографами, позволяют как бы переноситься из настоящего в прошлое. Поклонники творчества Сергея Михайловича стремятся (там, где это возможно) сделать снимки с тех же самых точек. Получаются такие вот сравнения: