Гостиница «Ленинградская»: самая весёлая сталинская высотка

Гостиница "Ленинградская": самая весёлая сталинская высотка

В облике гостиницы «Ленинградской» сочетаются сталинский ампир с барокко снаружи, русское зодчество внутри и современная роскошь в номерах

Кто-то описывает гостиницу «Ленинградская » в Москве как отметку на Каланчёвской улице перед поворотом её к Красным воротам. Для кого-то «Ленинградская» — это здание, запирающее площадь трёх вокзалов — Ленинградского, Казанского и Ярославского — с запада. В любом случае самая маленькая из сталинских высоток является архитектурной доминантой довольно значительного района.

История

Проект

Проект гостиницы «Ленинградская» был не только жёстко привязан к месту. Были выдвинуты требования и по художественной части. В частности, требовалось использовать национальное наследие, русскую архитектурную классику и народное искусство. Архитекторы Леонид Поляков и Александр Борецкий следовали рекомендациям — даже внешне «Ленинградская» отличается от остальных сестёр — она, конечно, тоже очень монументальна, но использование желтоватой и красной плитки делает её живой, похожей на русский терем. Одновременно красный цвет служит отсылкой к московскому «Нарышкинскому барокко».

Строительство

Как и при строительстве всех остальных московских высоток, строителям самой маленькой (136 метров) из них пришлось сражаться с плывущими грунтами. Бонусом им достались целые две подземные речки. В местах их протекания пришлось укреплять коробчатый фундамент хитрыми сваями. В русло речки вбивали трубу с чугунным наконечником. Затем в неё вставляли ещё одну. Внутренность этой трубы заполняли арматурой и бетоном. Первую трубу выдёргивали, оставляя в земле железобетонную сваю.

В остальном всё было достаточно рутинно: монтаж железобетонных плит 15-тонными кранами, граничащий с героизмом подъём шпиля, отделка гранитом первого этажа, керамической плиткой остального фасада и установка декоративных элементов.

Оформление

Центральный вход очень явно напоминает парадное крыльцо боярского дома, его потолок состоит из четырёх полукруглых сводов, украшенных росписью. Входная дверь-вертушка была первой в Советском Союзе и над её созданием, по слухам, работал целый НИИ.

Внутри, в холлах, оформление похоже то ли на терем боярина, приближённого к царю, то ли на церковь, так много в нём резьбы из ценных пород дерева и позолоты. Вход в лифтовой холл выглядит, как царские врата. Вообще, в общественных пространствах на первом и всех последующих этажах для оформления и украшения использованы все детали интерьера, от огромных светильников до дверных ручек. Главная люстра холла занесена в Книгу рекордов Гиннеса — её длина превышает 17 метров, а освещает она сразу 5 этажей.

Немного не вписываются в общий стиль мраморные лестницы, поднимающиеся по сторонам главного холла. Однако за счёт оформления сплошных перил и стилизованных люстр их удалось вписать в общий интерьер. Над первыми лестничными площадками с каждой стороны расположили барельефы, посвящённые выдающимся событиям нашей истории. Справа Дмитрий Донской поражает врага на Куликовом поле, а слева Александр Невский разит врага на льду Чудского озера.

Крах архитекторов

Гостиница «Комсомольская» стала фактически надгробным камнем для двух серьёзных карьер. Архитекторы гостиницы Л. Поляков и А. Борецкий в 1954 году были сурово раскритикованы тогдашним первым секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым. Критика в художественной среде вещь практически повседневная, пусть даже и критикуют тебя с очень высокой трибуны. Но Хрущёва не интересовали художественные подробности. Он вцепился в то, что он мог понять — в деньги. «Доброжелатели» Полякова и Борецкого нашептали ему, за деньги, затраченные архитекторами на «Ленинградскую» (354 номера), можно было построить гостиницу на тысячу номеров. Это было явной ложью, но перечить Хрущёву никто не посмел.

Никто, кроме обвиняемых. Особенно остро воспринял разнос Поляков. Понять строителей можно: они решали задачу в рамках общего плана, строили по утверждённому проекту и принятым сметам, а их обвиняют фактически в растрате. До уголовных обвинений, впрочем, не дошло, а вот Сталинские премии у Полякова и Борецкого отобрали. Мало того, их выгнали из архитектурных организаций и выселили из предоставленных квартир. Из профессии архитекторов полностью на изгнали, но до конца жизни к самостоятельным крупным проектам ни Полякова, ни Борецкого больше не допускали. Хорошо ещё, «Ленинградскую» не стали ни сносить, ни перестраивать.

Номера

«Ленинградская» была первой советской гостиницей с санузлом в каждом номере — до этого эта привилегия распространялась на «люксовые» номера. Считалось, что остальные постояльцы обойдутся удобствами на этаже или одним санузлом не несколько номеров.

Остальной набор технических новшеств, применённый при строительстве гостиницы, был стандартным для сталинских высоток. Работали системы кондиционирования, пылеудаления, подачи холодной и горячей воды (тут даже перестраховались и построили дополнительную котельную, которой так и не пришлось поработать).

Номера изначально были маленькими — 10 — 12 м2. Когда в 2000-х гостиница стала частью сети «Хилтон», её полностью перестроили, уменьшив количество номеров до 273. Характерного для других отелей изобилия классов номеров в «Hilton Moscow Leningradskaya» нет. Есть номера класса «Стандарт» (от 17 000 рублей), «Исторический» (от 90 000) и «Президентский» (от 150 000). Интерьеры и отделка везде современные — начало реставрации показало крайнюю степень износа отделки и мебели. Внутри номеров не сохранилось ничего из прежнего убранства.

Бальный зал

В «Ленинградской» работают традиционные для гостиниц такого класса ресторан и лобби-бар, а также есть несколько банкетных залов. Но изюминкой отеля считается Бальный зал, хотя, за неимением балов, его всё чаще называют Банкетным. Это просторное помещение с двумя рядами массивных бело-розовых колонн по сторонам и огромными окнами. В этом зале обстановка сохранена именно такой, какой она была при открытии гостиницы в 1954 году. Сохранились даже массивные дубовые панели вдоль трёх стен и уникальные вазы, присланные из Китая. Только паркет относительно новый, но и его изготовили из тех же пород дерева и нанесли на него тот же рисунок, что и на оригинал.

Бальный зал оборудован отличной акустической системой и при необходимости легко трансформируется в банкетный или конференц-зал. причём его обстановка подходит и для банкетов, и для деловых ужинов, и для серьёзных заседаний.