Усадьба Архангельское

Усадьба Архангельское

Скульптуры в усадьбе Архангельское

Оглавление

Архангельское – одна из самых ярких достопримечательностей Подмосковья и великолепный пример русской усадебной архитектуры. Дворцово-парковый ансамбль, который начал складываться еще в конце XVIII века и приобрел завершенный вид в XIX-м, расположен в живописнейшем месте, на берегу старицы Москвы-реки. Большинство москвичей хотя бы один раз в году совершают сюда паломничество. Стремятся повидать усадьбу и гости столицы. Благодаря великолепному парку, ничем не уступающим садам итальянских и французских аристократов эпохи Возрождения, Архангельское стали называть Подмосковным Версалем. Его дворец является выдающимся памятником архитектуры классицизма. В собрании картин музея-усадьбы насчитывается более 400 работ, и оно до сих пор остается одной из наиболее значимых коллекций западноевропейской живописи в России. Круглый год в Архангельском проводятся концерты, балы, фестивали, дефиле, фотосессии. С наиболее впечатляющим размахом тут принято праздновать Масленицу.

Как добраться

Добираться до Архангельского можно от станций «Тушинская», сев на маршрутку № 151 (выходить на остановке «Санаторий»). К усадьбе идут маршрутки №№ 541, 549, а также автобусы №№ 540, 541, 549 (выходить на остановке «Архангельское»). Поездка займет 30-40 минут в зависимости от трафика.

От станций метро «Рижская», «Дмитровская», «Войковская», «Тушинская» можно доехать на электричке до станции Павшино. Отсюда до остановки «Санаторий» ходит маршрутка № 31, а до остановки «Архангельское» – маршрутка № 49.

Автомобилистам следует ехать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе до поворота на Ильинское шоссе, затем по указателю направляться до музея-усадьбы «Архангельское». Машину можно оставить на парковке. Стоимость – 300 рублей/сутки. 

История

Ротонда в Усадьбе Архангельское

В XVI веке на месте Архангельского существовала деревушка под названием «Уполозы». Первые упоминания о ней относятся к 1537 году. Владели Уполозами вотчинник Уполоцкий и конюх Рязанцев. Фамилия первого, предположительно и дала изначальное имя будущей усадьбе. Возможно также, что название села связано с оползнями, часто сходившими с высоких берегов Москвы-реки в этом месте. Уполозное было невелико, но располагало собственным деревянным храмом во имя Архангела Михаила.

В 40-х годах XVII века эту землю купил влиятельный боярин Федор Шереметев, а следующими ее владельцами стали не менее именитые князья Одоевские. По их распоряжению деревянная церковь Архангела Михаила была перестроена в камне, а концу в этого столетия село стало официально именоваться Архангельским. К этому времени оно представляло собой «среднестатистическую» подмосковную вотчину: вблизи церкви располагались обнесенные нехитрым забором жилые хоромы из сруба с прилегающими к ним баней, поварней, ледником, погребом, конюшенным двором, амбарами, огородом. Но уже тогда здесь появились оранжереи, которые в следующем веке станут непременными «затеями» в подмосковных усадьбах.

В самом начале века Просвещения имение стало собственностью князя Дмитрия Голицына, высоко вознесшегося при Петре I, но попавшего в опалу при его племяннице Анне Иоанновне. С 1730 года более не обремененный государственной службой князь поселился в Архангельском. Старые хоромы оказались для него малы, и вскоре здесь вырос достаточно большой по тем временам дом в два этажа. При Голицыне в Архангельском разбили сад, где высадили липы, клены, на берегу Москвы-реки начали строить оранжереи.

Закончить задуманное князь не успел: в 1736 году его арестовали и заточили в Шлиссельбургской крепости, где он и скончался. Строительство дворцово-паркового ансамбля продолжил внук опального князя – Николай Алексеевич. В 1783 новый владелец пригласил в имение шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, чьими усилиями на Горятинке, впадающей в Москву-реку, были построены две плотины. Так образовались пруды, вода из которых посредством деревянных труб устремлялась к парку, оранжереям, огородам. Благодаря этой системе в имении появился фонтан, что было диковинкой в то время.

Строительство нового дворца, проект для которого создал французский архитектор Жан-Жакоб Герн, началось в 1784 году и с разной интенсивностью продолжалось почти 40 лет. В начале XIX века отправленный в отставку Николай Голицын поиздержался и заложил Архангельское, а после его смерти в 1809 году оно было выставлено на продажу. Сначала претендентов на имение было много, но позже их отпугнула высокая стоимость недвижимости, а, главное, расходы на ее содержание. Но именно престижность и великолепие усадьбы привлекли внимание богатейшего вельможи екатерининской эпохи дипломата Николая Юсупова, слывшего знатоком искусства. Он и приобрел в 1810 году Архангельское за 245 тысяч рублей ассигнациями, намереваясь превратить его в собственный «Мусейон». Судя по его распоряжению управляющему, имение не рассматривалось князем как доходное, а должно было служить «для веселья» и располагать всем «… что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Вскоре во дворце перестроили несколько залов, которые декорировали с большим вкусом. Для работы приглашались именитые московские архитекторы. С их же помощью усадьбу пришлось восстанавливать после разорений 1812 года, а затем – после 1820-го, когда здесь случился пожар. В 1823-24 годах был перестроен храм Архангела Михаила, тогда же вблизи него были возведены «Святые ворота». В 1827 и 1830 годах в Архангельском гостил Александр Пушкин. Первое посещение вдохновило поэта к написанию послания «К вельможе», с тех пор строки из этого произведения навсегда остались связанными с Архангельским.

Унаследовавший «увеселительное» имение в 1831 году князь Борис Юсупов оказался более прагматичным хозяином. Пруд для ловли рыбы он сдал на откуп, продал Московскому университету ботанический сад, а произведения искусств, хранившиеся в Архангельском, перевез в свой дворец в Санкт-Петербурге. Имение при нем несколько опустело, да и следующий его владелец – Николай Борисович нечасто сюда заезжал. Правда, в то время, когда он здесь бывал, в усадьбе гостили такие особы, как император Александр II, владевший соседним имением Ильинским, прусский посланник Отто фон Бисмарк, ставший впоследствии канцлером и объединителем Германии.

К своим последним владельцам – богатейшим людям Российской империи Феликсу Феликсовичу Юсупову-старшему и Зинаиде Николаевне Юсуповой – Архангельское перешло в начале XX века. По свидетельству современников,

обстановка в имении Юсуповых была настолько роскошной, что принадлежащее Романовым Ильинское на его фоне выглядело весьма скромно. Юсуповы часто устраивали приемы, приглашали в Архангельское знаменитых гостей. Здесь гостили художники Александр Бенуа, Валентин Серов, Константин Коровин, пианист Константин Игумнов, композитор Игорь Стравинский. Еще в 1900 году супруги составили завещание, согласно которому все их имущество в случае прекращения рода должно было перейти государству. Собственно, последняя воля Юсуповых реализовалась, хотя история внесла свои коррективы.

Музей-усадьба

Музей-усадьба Архангельское
Производное (цвет) от A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Музей открыл свои двери еще в 1919 году, и совсем недавно отпраздновал свое 100-летие. К этому времени были закончены практически все основные реставрационные работы, но разные локации время от времени подвергаются реконструкции. Условно территория музея делится на две части. Первая, расположенная в центральной части парка, ограждена забором и охраняется. Здесь находятся основные достопримечательности Архангельского, осмотр которых потребует оплаты. В восточной части, доступной для безвозмездного осмотра, тоже есть на что посмотреть. Тут можно посетить церковь Архангела Михаила, «Конторский флигель» с музейными экспозициями, увидеть Святые ворота и др.

Дворец

Скульптуры в Усадьбе Архангельское

От центрального входа вглубь усадьбы тянется аллея, окаймленная высокими деревьями. Сначала она называлась Въездной, а в XIX веке, когда сюда начали наведываться царственные особы, ее переименовали в Императорскую. Когда-то проезд укрывал колотый гранит, но сегодня брусчатка скрывается под слоями асфальта. Аллея выводит посетителей к основной достопримечательности Архангельского – дворцу, а точнее – к массивным кованым воротам входной парадной арки. Минуя их, вы окажетесь перед эффектным строением, впечатляющим обилием застекленных дверей и окон. Эта особенность дворца подсказывает посетителям, что он – летний.

Еще одна узнаваемая черта дворца в Архангельском – многочисленные колонны, украшающие все фасады и придающие монументальному строению легкость и изящество. Колоннады окаймляют весь двор и объединяют основное строение с боковыми флигелями. Отличительной чертой дворца является и разная высота его этажей. Первый, более высокий, вмещает в себя парадные залы, где принимали гостей, а второй предназначался для жилых комнат и библиотеки.

Вход во дворец пролегает через вестибюль, декорированной живописью, имитирующей барельефную лепку (техника гризайль), и украшенный скульптурами. Его роскошь вполне соответствует находящимся далее Парадной столовой и Овальному залу, предназначенному для балов, приемов, концертов. Здесь на высоких хорах, поддерживаемых 16-ю колоннами коринфского ордера, размещался оркестр. Эта локация считается композиционным центром дворца и всей усадьбы. Поражает своим великолепием позолоченная люстра в виде ажурной чаши на 132 свечи, с 1860 года освещавшая парадные приемы. Особое место среди парадных залов Архангельского занимал Императорский. Его и сегодня украшают живописные и скульптурные изображения особ из царской династии Романовых.

Залы дворца вместили в себя богатейшее собрание произведений искусства, включающее полотна западно-европейской живописи конца XVII – начала XVIII века. Князь Юсупов весьма гордился работами французских художников, занимавших ведущее место в его коллекции, со многими из них он был знаком лично. Итальянская живопись представлена во дворце полотнами Джованни Баттиста Тьеполо, Гаэтано Гандольфи, Франческо Тревизани, Пьетро Ротари, голландская – работами Ван Дейка, Николаса Берхема, Филипса Вауэрмана. Картин русских художников здесь не так много. Лучшие из полотен находятся сегодня в главных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, во дворце они периодически демонстрируются.

О владельцах усадьбы, их вкусах, способе жизни можно составить представление, увидев жилые комнаты дворца, которые, мало отличаются от парадных помещений. Они обставлены роскошной мебелью, увешаны картинами, убраны бронзовыми предметами интерьера, скульптурами, изысканными безделушками. Располагали хозяева дворца и уникальной коллекцией фарфора и фаянса XVII-XIX столетий. Кроме севрского и мейсенского фарфора здесь представлены изделия с собственного завода Юсуповых, работавшего в Архангельском в XIX в.

Библиотека, также расположенная на втором этаже, ранее включала в себя 24 000 томов. Сегодня часть из них находится в Российском государственном книгохранилище. В Архангельском хранится клише-факсимиле послания «К вельможе» Александра Пушкина с рисунком автора. На нем изображен Николай Юсупов с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, прогуливающийся по парку, опираясь на трость.

По проекту итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, в конце XVIII столетия парадное пространство перед дворцом было украшено тремя террасами с цветниками и мраморными балюстрадами, декорированными вазами, скульптурами античных божеств и героев, бюстами философов.

Прогулка по парку

Усадьба Архангельское

Лестница, спускающаяся с террасы, ведет в обширный парк, на территории которого находится несколько архитектурных достопримечательностей. Его наиболее значительная часть (240х70 метров) называется «Большой партер». К нему примыкают боскеты – зелены газоны с высаженными в ряды липами, кроны сформированы в форме овалов или прямоугольников. В уголках парка, расположенных ближе к обрывам берега Москвы-реки, до революции размещались беседки-«миловиды», откуда открывались панорамы далеких заречных лесов и лугов. Вблизи реки ранее располагались Лимонная и Лавровая оранжереи, но они были уничтожены в 1937 году. По аллеям и тропинкам туристы выходят к берегу реки. Здесь можно позагорать и устроить пикник.

Справа от дворца, вблизи одного из боскетов, можно увидеть изящный малый дворец «Каприз» с четырехколонным портиком. Он был выстроен на рубеже XVIII-XIX столетий Николаем Голицыным. Говорят, мини-дворец появился после семейной ссоры, в результате которой жена князя выразила желание поменьше его видеть. Супруги вскоре помирились, а «Каприз» стал для владельцев Архангельского зимним убежищем, ведь его было легче отапливать.

Другие достопримечательности

Памятник Скорбь
Производное (цвет) от Александр Гришин / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

В западной части парка укрылся миниатюрный, схожий с античным портиком, храм-памятник Екатерине II (1819 г.), где она представлена в образе Фемиды, богини правосудия. Неподалеку высится мемориальная колонна в честь императора Николая I. В парке можно увидеть также колонны, посвященные Александру I и Александру III. А всего до революции в Архангельске стояло 5 колонных знаков, возведенных в честь визитов сюда российских государей. 

Красивыми скульптурами можно полюбоваться и в восточной части парка. На одной из аллей, украшенной бюстами античных героев и философов в 1890 году был установлен памятник Александру Пушкину. С той поры аллею называют Пушкинской. Неподалеку вы увидите бронзовую фигуру юноши с угасающим факелом. Эта скульптура называется «Скорбящий гений» или «Скорбь», она является единственной в России работой немецкого монументалиста К. Г. Барта. Статую приобрела Зинаида Юсупова на одной из зарубежных выставок, несмотря на то, что создавалась она как надгробие. По мрачному стечению обстоятельств, «Скорбь» доставили в Архангельское в 1908-м, и в этом же году на дуэли был убит старший сын Юсуповых Николай.

На востоке парка находится и величественная усыпальница Юсуповых, возведенная в 1916 году в неоклассическом стиле – так называемая Колоннада. В 1960 году она обрела новую жизнь в виде экспозиционной площадки, а с 1998-го используется как концертный зал, где выступают российские и зарубежные исполнители классической музыки. Здесь же очень любят фотографироваться новобрачные. За Колоннадой, через овраг, расположена самая старая постройка усадьбы – церковь Архангела Михаила, сохранившая свой облик еще с тех времен, когда Архангельское принадлежало Одоевским.

Знаковой достопримечательностью Архангельского является и здание театра Гонзага, расположенного в сосновой роще. Премьерный спектакль состоялся в 1818-м, в присутствии императора Александра I. Этот памятник архитектуры появился благодаря стараниям русского зодчего Осипа Бове и итальянского художника по имени Пьетро ди Готтардо Гонзага. Здание театра, выстроенное из дерева, оштукатуренное и расшитое «под камень», высится на кирпичном цокольном этаже. В его стенах разместился красивый зал в палладианском стиле, окаймленный колоннами и двумя рядами лож. Но наибольшую известность юсуповскому театру принесли 12 сменяющих друг друга декораций, которые создал Гонзага. До наших дней сохранились 4 из них. Более нигде в Европе декорации этого мастера не сохранились.

Практическая информация

Билеты

Парк музея-усадьбы «Архангельское» открыт ежедневно с 10:00 до 20:00. Дворец можно посетить ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме понедельника, вторника и последней среды месяца. В эти же дни открыты Колоннада и Западный флигель дворца.

За вход в парк потребуется заплатить 150 рублей. Комплексный билет, позволяющий прогуляться по парку и осмотреть дворец, обойдется в 400 рублей. Отдельный билет во дворец будет стоить 300 рублей. Стоимость посещения Колоннады – 50 рублей, Западного флигеля дворца – 200 рублей.

Посещение театра Гонзага возможно только в составе экскурсий. 

Парадные залы удобно осматривать с аудиогидом, заплатив дополнительно 350 рублей.