Ногайцы
История формирования этноса
В древности ногайцы не были однородным этносом. В формировании этого народа приняли участие самые разнообразные племена и объединения племен, проживавшие в Средней Азии, Монголии, Поволжье, Урале: найманы, кыпчаки, уйсуны и другие.
На рубеже X века народ начинает упоминаться в письменных источниках. Могущества ногайцы достигли в золотоордынский период. В XVI веке была образована Ногайская Орда, просуществовавшая вплоть до 1634 года.
Позднее народ пребывал поочередно в составе Крымского ханства, Российской империи и Советского Союза.
Численность и расселение
Общая численность ногайцев в мире оценивается в 108-110 тысяч человек. Проживают они в основном на территории Российской Федерации: в Дагестане (около 40 тысяч), в Карачаево-Черкесии (15 тысяч), в Астраханской области (8 тысяч), в Чечне (4 тысячи). За пределами России больше всего ногайцев живет в Казахстане, Болгарии и Румынии.
Значение этнонима
Вероятно, название народа восходит к тюркской основе со значением «татарин, проживающий на востоке». Также существует версия о монгольском происхождении этнонима — nogay — «волк/пёс».
Религия и язык
Ногайский язык относят к кыпчакской ветви тюркских языков. На нем сегодня говорит около 85 тысяч человек. Письменность — на основе кириллического письма.
Подавляющее большинство ногайцев исповедуют ислам.
Жилище и одежда
Как и у большинства тюркских народов, жилищем ногайцев были юрты. При этом проживающие в Причерноморье племена в XVI-XVIII веках отказались от юрт в угоду изб и домов.
В народном костюме превалируют элементы одежды кочевников: сапоги с высоким голенищем, широкие штаны или шаровары, каптал (вид кафтана), баслык (или башлык — капюшон из сукна). Мужскую одежду часто дополняло холодное оружие.
Традиционная кухня
Традиционная кухня основывается на продуктах животного происхождения. Знаковыми блюдами считаются инъкал — кусочки пресного теста, обжаренного в мясном бульоне, а также ауырша (ногайский сыр), казы (колбаса из конины).
Известные ногайцы
Мурын Сенгирбек Улы-Йырав (1859-1954)
Это будущий сказитель и автор масштабного эпоса «Сорок богатырей Крыма» (оригинальное название — «Қырымның қырық батыры»), который основан на местных легендах. Полюбив поэзию, мужчина стал путешествовать по множеству земель и получил славу ногайского сказителя эпосов. В 40-ые годы XX века Мурына пригласили в Алматы, где провели запись 36 эпосов, продиктованных им устно. Эти произведения стали частью цикла «Сорока богатырей Крыма».
Фазиль Апасович Абдулжалилов (1913-1974)
Этот человек является классиком ногайской советской литературы, он заложил её основы. Из-под его руки вышло множество произведений, среди которых как поэзия, так и романы, рассказы для детей и труды драматургии. Более 20 книг его авторства было издано, а также переведено на другие языки. Особенно выделяется работа «Асантай», которая основана на личном опыте и истории из жизни автора. Для современников и потомков Фазиль Апасович стал примером творческого мастерства.
Насипхан Хусиновна Суюнова (родилась в 1961 г.)
Будущий доктор филологических наук и профессор кафедры филологии ногайского и карачаевского языков. Под её руководством находится институтский отдел литератур народов КЧР. Будучи одной из членов Союза писателей России, она руководит научными проектами, посещает конференции; при её участии издавалось несколько трудов на темы ногайских языка и культуры, а также «Ногайско-русский словарь». 8 книг и около 100 научных работ вышло из-под руки профессора и было напечатано.
Вопросы и ответы
Ответы на самые популярные вопросы
Да, в составе ногайского этноса насчитывается около тридцати племен. Большинство из них сохранили свои языковые особенности и наименования с XVI-XVII веков.
Ногайцы занимались в основном отгонным скотоводством, разводили птиц, охотились и ловили рыбу. Растениеводство было для них лишь подсобным промыслом.
Достоверно известно, что в XVIII веке ногайский язык имел относительно упорядоченную письменность на основе арабской графики.
Именно в составе корпуса Платова воевал отдельный ногайский кавалерийский полк, который в 1814 году вошел в Париж.