И вот в это время, согласно официальной истории (хотя она вообще старается держаться подальше от мегалитов), племена числом в тысячи человек объединяются, чтобы построить храм побольше будущего Стоунхенджа. Больше того, когда они познают другую истинную веру, они засыпают Гёбекли-Тепе 500 кубометрами земли и отправляются неведомо куда. Но там, в этом неведомом месте, они обретают рациональность и уже не строят таких величественных сооружений. Даже на нынешнем этапе развития человечества люди продолжают строить храмы, как строили их вот уже полтора тысячелетия. При этом назвать нынешнее человечество, кроме мусульман, истово верующим не повернётся язык. Древние же, получается, в пределах поколения или двух храмы строить перестали, то ли утратив веру, то ли переключив внимание на более приземленные задачи. Например, стали выращивать рис или баранов.
Если удовлетвориться общепризнанной теорией, то в Гёбекли-Тепе с XII, а то и с XIV по VIII тысячелетия до н. э. люди построили 20 храмов или святилищ (название целиком условное, открыты 4, ещё 16 обнаружены методом подземного сканирования). Основой всех построек были цельнотёсаные каменные колонны высотой до 10 метров и весом в десятки тонн. Вытёсывали их деревянными клиньями (так считает наука). Колонны украшены резьбой и барельефами. В VIII тысячелетии люди засыпали всё построенное землёй и удалились восвояси.
Курган получился невысоким, и уже в наше время стал частью обычного поля. Периодически на нём обнаруживали камни, которые часть складывали на краю поля, частью – если находили надписи или рисунки – передавали в музей в Шанлыурфе, за них выплачивали небольшое вознаграждение. Уже в 1990-х годах немецкий археолог Клаус Шмидт датировал их мезолитом. Так были найдены сооружения, которые не просто старше пирамид. Гёбекли-Тепе старше пирамид на 7 тысячелетий!
В конце 1990-х начались плановые исследования Гёбекли Тепе. Небольшой участок (меньше 5% территории) накрыли крышей и исследуют до сих пор. Официальная причина такого мизерного масштаба раскопок – ожидание появления новых методов археологических исследований. Злые языки поговаривают, что учёные просто боятся, что новые находки могут очень нехорошо повлиять не только на науку, но и на существующие религии.