Николо-Угрешский мужской монастырь

Николо-Угрешский мужской монастырь
Николо-Угрешский мужской монастырь. Курнавин / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)

Мужской Николо-Угрешский монастырь – старинная обитель, основанная, согласно преданию, в 1380 году князем Дмитрием Донским. Расположен он в городе Дзержинском, что в 27 км от Москвы. За годы своего существования монастырю пришлось испытать взлеты и падения, так что его история весьма богата интересными и драматическими событиями. Сегодня в монастырском комплексе насчитывается более двух десятков строений, среди которых особенно выделяются шестиярусная 93-метровая колокольня и огромный Спасо-Преображенский собор. В обители действуют более десятка отлично отреставрированных храмов и часовен, тут располагается Николо-Угрешская Православная Духовная академия, работает крупное издательство духовной и просветительской литературы.

Монастырь раскинулся на просторной территории, часть которой занимает живописный пруд, ставший домом для уток, гусей и грациозных черных лебедей. Этот тихий уголок, где обычно царит умиротворенная атмосфера, похож на большой парк, и местные жители часто приходят сюда, чтобы просто отдохнуть на природе. Паломники прибывают в Николо-Угрешский монастырь ради его многочисленных святынь, а туристам интересны его история, архитектурные достопримечательности и музеи.

История

Николо-Угрешский монастырь в XVII столетии. 1674 год
Николо-Угрешский монастырь в XVII столетии. 1674 год

Церковное предание гласит: в сосновом бору, что в 15-ти верстах от Кремля, в 1380 году остановился на отдых князь Дмитрий Иванович, ведущий московское войско на битву с татарской ордой в поле Куликовом. На высоком берегу Москвы-реки полководец обратился с молитвой о победе над врагом к святым угодниками, защищающим Русь, и явилось чудесное знамение победы – на ветвях сосны у его шатра засияла нерукотворная икона с образом Николая Мирликийского. Обрадованный князь произнес: «Сердце мое угреша (согрето)». Так это знаменательное место и получило свое теплое название, а монастырь, основанный тут по приказу князя, стал именоваться Николо-Угрешским. Сам же благоверный Дмитрий Донской стал ктитором обители Св. Николая.

Следует отметить, что эта легенда историческими источниками не подтверждена. Первое известное нам сообщение о Николо-Угрешском монастыре содержится в хрониках Троице-Сергиевой лавры под 1432 годом, где записано, что в скриптории этой обители игумен Угрешский Иона собственноручно переписывал книгу житий святых угодников.

В летописных документах Николо-Угрешский монастырь упомянут и в мае 1519 года, когда великий князь Василий III, отдыхавший в дворцовых палатах соседнего поместья Остров, отправился на соколиную охоту и посетил Угрешскую обитель.

Впоследствии сюда нередко приезжали на богомолье венценосные особы. С 1546 года сюда часто наведывался Иван Грозный, щедро одаривающий обитель. Эта традиция получила название «Угрешские походы». С той поры Угреши назывались государевым богомольем.

После воцарения династии Романовых монастырь вступил в эпоху истинного расцвета. В XVII столетии для приема высоких гостей тут были выстроены Царские и Патриаршие палаты. Царь Михаил Федорович часами молился здесь совместно с монастырской братией, часто приезжал сюда и государь Алексей Михайлович. Среди щедрых царских даров – уникальная рукописная книга «Житие Великого чудотворца Николая Мирликийского в лицах». Этот объемистый фолиант содержит 408 многоцветных миниатюр, нарисованных невыцветающими красками с золотыми вставками. Сооружения и святыни Угреши множились, обитель прослыла духовной Палестиной.

XVIII столетие стало для Николо-Угрешей веком испытаний и невзгод. Указ Екатерины II о секуляризации многочисленных монастырей лишил Угрешскую обитель торговых и налоговых привилегий, земельных наделов, деревень и крепостных работников. Священный Синод решил направлять сюда на перевоспитание провинившихся монахов из других обителей. Вслед за этим власти устроили тут тюремный острог, где содержались преступники, лечебницу для душевнобольных. Поток богомольцев и пожертвований иссяк. К началу 1820-х годов в монастыре оставалось 10 престарелых насельников, молодые же монахи избегали селиться здесь. Ходили слухи о скорой ликвидации монастыря.

Оскудение обители решительно пресек игумен Пимен, назначенный руководителем Угрешской братии в 1833 году с благословения известного духовного писателя, святителя Игнатия Бренчанинова и Московского митрополита Филарета. Преподобный Пимен энергично взялся за обновление обители. Он расширил Успенский собор, в 1841-1843 годах восстановил обветшавший Никольский собор, затем началось строительство новых храмов. Благодаря Пимену в монастыре появилось удивительное сооружение с башенками, зубцами, оконцами, лесенками, названное Иерусалимской или Палестинской стеной. У нее нет функционального назначения. Эта стена – словно декорация, отражающая чудесное видение небесного града. К середине XIX столетия Угрешская обитель вновь вступила в эпоху расцвета, нежданно закончившуюся в 1917 году.

В советский период в помещениях ликвидированного монастыря размещались и учреждения, и заводские мастерские, и склады. На территории находилась станция автомобилей «Скорой помощи» с ремонтной базой, венерологический диспансер, средняя школа. В некоторых помещениях были устроены квартиры.

В преддверии нового тысячелетия настало время возрождения поруганной обители. Осенью 1990 года в монастырь прибыл патриарх Алексий II. Перед его взором предстали полуразрушенные строения, обезображенные храмы, лишенные куполов. От прекрасной надвратной колокольни стались лишь руины первых трех ярусов. Уже в декабре, в день поминовения Св. Николая, новый настоятель обители архимандрит Вениамин отслужил первую литургию под уцелевшими сводами Успенского собора. В конце января 1991 года Угреша была возвращена Русской Православной церкви, и за возрождение порушенной святыни взялись всем миром.

Недалеко от стен монастыря действует одна из крупнейших в стране ТЭЦ-22. В годы восстановления монастыря энергетики неоднократно переводили крупные суммы на реставрацию построек обители, направляли на строительство тяжелую технику и рабочие бригады. Основные восстановительные и реставрационные работы в монастыре были завершены в 2010 году.

Прогулка по монастырю

Николо-Угрешский монастырь, как и положено древней обители, обнесен 1 700-метровой крепостной стеной. Выросли каменные монастырские стены в 50-60 годах XIX века на месте ветхой старинной ограды, которую разобрали. Лишь 2 башни – северо-восточная и надвратная – были включены в общую фортификацию. Стены, выстроенные в псевдорусском стиле, со множеством декоративных элементов, выглядят очень нарядно. Особенно эффектен 400-метровый участок северо-западной части ограды, нареченный Палестинской или Иерусалимской стеной. Эта архитектурная достопримечательность монастыря представляет собой нарочитое ассиметричное нагромождение различных зодческих форм и элементов. Согласно замыслу архимандрита Пимена, стена воплотила в символических архитектурных формах облик Небесного Иерусалима.

Ограда обители, как и многие другие монастырские постройки, была возведена на средства Павла Александрова, промышленника и мецената, пожертвовавшего на эти цели более 400 000 рублей. Благотворитель погребен здесь же, в крипте церкви Матфея и Параскевы.

Вход в монастырь пролегает через Святые врата с надвратной башней, датируемой XVI-XXII веками и перестроенной в позапрошлом столетии. Рядом со входом расположена трапезная, где можно перекусить. Справа находится пруд. Его водоплавающих обитателей можно покормить, купив угощение для них в расположенном у водоема павильоне. На берегу пруда стоит небольшая Никольская часовня, освященная в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

У главной аллеи, ведущей к Спасо-Преображенскому собору, высится впечатляющая шестиярусная 93-метровая колокольня, увенчанная позолоченным куполом. Звонница, прозванная Угрешской свечой, была возведена в 1758-1763 годах по проекту архитектора Ивана Жеребцова. Тогда были построены первые два барочных этажа. В 1840 году на втором ярусе звонницы была устроена церковь во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а спустя еще 20 лет колокольню надстроили еще четырьмя ярусами.

Подняться на колокольню, с высоты которой открываются великолепные панорамы, можно лишь один раз в год – на Пасху. Посетителей обязательно сопровождают звонарь или другой сотрудник монастыря. Договариваться об экскурсии следует прямо на месте.

С запада к колокольне примыкает Успенская церковь, выстроенная в 1763 году, с северным пределом в честь Марии Египетской. В интерьерах храма фрагментарно сохранились масляная роспись и лепнина. В успенской церкви хранится одна из главных реликвий монастыря – Тихвинская икона пресвятой Богородицы, написанная в XIX веке, а также частицы мощей святых, привезенных из разных уголков мира.

Рядом с колокольней расположены наиболее древние здания обители – Царские и Патриаршие палаты XVII-XIX веков. Здесь, в музее монастырской ризницы, широко представлена иконография Св. Николая, небесного покровителя обители. Многие экспонаты подарены музею благотворителями. Эти предметы по большим праздникам переносятся в храмы для свершения торжественных богослужений.

Спасо-Преображенский собор, главный храм обители, расположен в южной части монастырского комплекса. Он был заложен в 1880 году, когда монастырю исполнилось 500 лет. Автором проекта является Александр Каминский – мастер поздней эклектики. По его же рисункам интерьеры собора расписывал Николай Сафонов – палехский иконописец. Пятиглавый черырехстолпный Спасо-Преображенский собор, выстроенный в позднем византийском стиле, впечатляет своим внушительными размерами. В московском регионе он уступает по площади только храму Христа Спасителя, а разместиться здесь могут до 7 000 человек одновременно. В годы советской власти собор значительно пострадал, восстановили его к 2000 году.

В нескольких метрах от главного храма стоит Никольский собор, чья основательность несколько теряется на фоне могучего соседа. Он ведет свою историю, по меньшей мере, с XVI века. Этот трехапсидный храм с одним золоченым куполом и щелевидными окнами имеет сегодня аутентичный облик, который он обрел после восстановительных работ, проведенных в 2000-х годах.

Собор, разрушенный в 1940-м, пришлось воссоздавать практически заново, т. к. от исторической постройки остались лишь фундамент и часть подклета.  

Рядом с двумя соборами находится особо почитаема часовня, возведенная на том самом месте, где князю Дмитрию была явлена икона Св. Николая. Ее интерьеры расписаны фресками со сценами обретения чудесного образа. Здесь же хранится древняя икона с образом Николая Мирликийского, по преданию – та самая, что обрел в молитве Дмитрий Донской. Тут можно напиться святой воды из источника, заключенного в мраморную чашу. Восьмигранные стены часовни прорезают высокие арочные окна, под куполом расположены медальоны с изображениями святых. В византийских формах сооружения угадывается прототип – часовня Вознесения Христова на Елеонской горе в Иерусалиме. 

В Николо-Угрешском монастыре сохранились выстроенные в 50-е годы XIX века двухэтажные братские корпуса: Больничный, Восточный и Южный. Последние два отделяют соборную площадь от хозяйственного двора. К Южному корпусу примыкает небольшая Казанская церковь с ажурным пятиглавым завершением. Она была выстроена в 1869-1871 годах и восстановлена в 2004-м.

В северо-западной части монастырской территории, за прудом, в середине XIX века был обустроен скит. Сегодня он снова действует. Здесь установлена церковь Св. Петра и Павла, единственный деревянный храм во всем монастыре.

Практическая информация

Монастырская территория открыта для посещений с 08:00 до 20:00.

Экскурсии и цены

Желающим заказать экскурсию по обители следует обратиться в Паломническую службу, ее офис расположен в Дзержинском, на площади Святителя Николая, д. 1.

Московские турбюро предлагают 7-часовые автобусные туры в Николо-Угрешскую обитель. Обычно место сбора назначается у станции метро «Марксистская». Стоимость поездки – 1570 рублей.

Летом увлекательную экскурсию из Москвы в Угрешский монастырь можно совершить на прогулочном теплоходе, отправляющемся от причала «Кленовый бульвар». Продолжительность поездки – около 6 часов (зависит от времени прохождения Москворецких шлюзов). Во время круиза вы полюбуетесь столицей и живописными окрестностями.  Стоимость тура – 2 490 рублей.

Сувениры

На монастырской территории и в храмах действуют небольшие церковные лавки и киоски, они торгуют предметами для нужд верующих: свечами, лампадным маслом, ладанками. У главных ворот обители, на площади Святителя Николая, располагается предназначенный для туристов магазин монастыря. Рядом – книжная лавка «Мир православной книги» с хорошим выбором духовной литературы, трудов отцов Церкви, исторических сочинений, свежих изданий типографии Николо-Угрешского монастыря. Тут есть интересные книжки и раскраски для детей, адаптированные для подростков издания Святого Письма, а также диски с аудио/видеозаписями духовных песнопений, с озвученными книгами, сказками, видеофильмами. Через улицу напротив действует магазин «Все для паломников», где предлагаются освященные иконы, резные настенные полочки под образа, четки, нательные крестики, красивая посуда и чайные сервизы с изображениями Угрешского монастыря. Неподалеку, на углу Никольской площади и улицы Трудкоммуны, находится галерея «Угрешские сувениры» с большим ассортиментом памятных подарков.

Где перекусить

На территории обители можно пообедать в монастырской трапезной, она открыта ежедневно с 08:00 до 19:00. В двух шагах от Святых врат, на первом этаже жилого здания на улице Трудкоммуны, вас ожидает столовая.

Где остановиться

Монастырскую гостиницу вы найдете на площади Святителя Николая, 5. 

Как добраться

Сегодня столичная застройка вплотную подступила к Николо-Угрешской обители, и путешествие в этот монастырь стала для москвичей прогулкой выходного дня. Существует несколько вариантов поездки. Удобнее добираться к монастырю на автобусах, отправляющихся от станций московского метро:

«Котельники» – автобусы №№ 470 и 347;

«Люберцы» – автобусы №№ 20 и 21;

«Алма-Атинская» – автобус № 1063;

«Люблино» – автобус № 305;

«Братиславская» – маршрутное такси № 1207-к.

Все они довезут вас до остановки, расположенной прямо у входа в монастырь.