Картина Вавилонская башня
- Автор: Питер Брейгель (стар)
- Год написания – 1563
- Где хранится: Художественно-исторический музей, Вена
- Размеры: 114х155 см
- Жанр: христианское искусство
Полотно «Вавилонская башня» является самой известной и самой загадочной работой Питера Брейгеля-старшего. Это произведение – картина-иносказание, холст-символ. Сам живописец, как и его бессмертная композиция, оставили в анналах искусства неизгладимый след.
Описание
Вавилонская башня с первых дней существования стала популярным объектом в живописи. Но самым ярким визуальным воплощением этого сооружения считается полотно мастера кисти Брейгеля – старшего.
Описание полотна
В основе сюжета — библейская притча. Потомки Ноя, пережившие всемирный потоп, приняли решение возвести башню до небес, и приблизиться к Всевышнему. Бог не мог позволить такое самоуправство, и наслал кару – наделил людей разными языками. Они были лишены возможности общаться. Несогласованность в строительстве привела к ошибкам, поэтому арки были возведены кое-как. Архитектурный объект выглядел не как масштабное строительство, а как тщетные попытки рабочих завершить внушительное сооружение.
Внешне башня похожа на римский Колизей, только с семью этажами. И если римский амфитеатр считали символом охоты на христианство, то в Вавилоне жестоко преследовалось протестанство и навязывалось католичество.
Художник вложил определенный смысл в каждый фрагмент композиции. В середине башни возведена постройка в виде замка Св. Ангела – резиденции римских пап, символа всемогущества католической веры.
Строительство башни велел начать жесткий и гордый правитель Нимрод, изображенный на картине в образе деспотичного монарха Карла V, перед которым стоят на коленях каменщики.
Земная суета символично представлена на холсте нагромождением бедняцких домиков.
Художник демонстрирует на полотне развитие строительных технологий. Если на переднем плане применяется тяжелый ручной труд, то дальше каменные плиты перемещаются с использованием жердей, работают мощные краны со стрелами. На пандусе расположены хижины для проживания строителей.
Завершают общую картину корабли, заходящие в порт. Их убранные паруса являются символом обманутых надежд и безысходности.
История создания картины
Брейгель, вынашивая идею написать картину, посетил Рим, и перенес характерные черты Колизея на свое полотно.
Здесь горизонтальные ярусы, выступающие колонны, двойные арки. Вокруг сооружения – бараки, подъемники, краны, лестницы, леса. В сюжете изображены простые рабочие, которые своим старанием напоминают муравьев. Значительно крупнее изображены инспектирующие особы.
Судя по отдельным деталям, художник видит неудачи в строительстве «колоссального проекта» не только в языковом барьере, возникшем необъяснимым для людей образом.
Суть заключается в ошибках, допущенных при строительстве. Внешне строение кажется довольно прочным. Но при детальном изучении оказывается, что нижние ярусы или не полностью возведены, или уже разрушаются. Строение наклонилось, и вот-вот рухнет на город, а перспективы проекта крайне плачевны.