История вокзала Нижнего Новгорода
Московский вокзал является главным железнодорожным вокзалом в Нижнем Новгороде. Это вторая по значимости железнодорожная ветка после пути «Москва-Санкт-Петербург». Именно в этом месте оказывается практически каждый гость города.
Первое здание вокзала «Нижний Новгород-Москва»
Еще в 19 веке появилась идея продлить железную дорогу «Москва-Владимир». Таким образом началось строительство вокзала в Нижнем Новгороде, который бы принимал поезда из Москвы. Открытие вокзала произошло в 1862 году и постепенно его пути стали развиваться. В 1901 году началось движение из Нижнего Новгорода в Лукьяново через город Арзамас. В 1927 года добавились новые направления — «Нижний Новгород-Пермь», «Нижний Новгород-Киров» и «Нижний Новгород-Йошкар-ола». Со временем, в 1940 году, появилось движение в город Чебоксары.
Вокзал состоял из нескольких двухэтажных корпусов, соединенных в центре, а также из залов ожидания, буфета, почты и телеграфа. Посередине здания находилась небольшая башня, в которой были установлены часы. В 1894 произошло первое архитектурное изменение. На территории вокзала был построен специальный павильон для прибытия членов царской семьи.
Модернизация вокзала
После прихода советской власти вокзал в Нижнем Новгороде попал под прицел изменений. Ему требовалось придать более простой и гражданский вид, поэтому вокзал планировал перестроить.
До второй половины 20 века власти сохраняли исторический фасад вокзала, но в 1965 году было принято решение разрушить старое здание и построить новое . После всех изменений архитектурный комплекс вокзала представлял собой два корпуса, которые были соединены между собой. В фасад здания были установлены пилоны, а интерьер состоял из мозаичных композиций на советскую тематику, например, вестибюль был украшен панно «Революция». В центре зала стала размещаться большая Нидерландская люстра.
После распада СССР здание Московского вокзала в Нижнем Новгороде неоднократно ремонтировалось. Общий ремонт был с 1997 по 1998 год. В 2002 году была модернизирована пассажирская система: были установлены турникеты для автоматической проверки билетов и установлены навесы над платформами.
Во время реконструкции 2017-2018 года на вокзале появился новый современный терминал, зал ожидания стал более комфортным для пассажиров: появились специальные полки для подзарядки телефона.
Архитекторы и стиль нижегородского вокзала
В исторических источниках представлены неоднозначные версии по поводу автора проекта первого нижегородского вокзала. Известно, что архитектором нового вокзала стал М. А. Готлиб, который передал в свой проект все тенденции советского модерна.
Ранее, во времена Российской империи на территории вокзала находился императорский павильон. Его разработкой занимался Дмитрий Чичагов. Он работал как над внутренним, так и над внешним видом здания. Внутри зал был украшен большим портретом императора Николая II, а для отделки использовался итальянский мрамор.