Коми-пермяки

Коми-пермяки
Источник: Vk.com

Численность и расселение народа

Основная масса представителей народа проживает на территории Российской Федерации (более 98%). По данным переписи за 2010 год в мире насчитывается около 95 тысячи коми-пермяков. Народ расселен в Пермском крае (81 тысяча человек), в Тюменской, Свердловской, Кировской, Челябинской, Омской, Иркутской, Ростовской областях, а также в Республике Коми и Удмуртии.

Значение этнонима

Самоназвание коми-пермяков созвучно с современным наименованием: коми-моорт, коми-отир или коми пермяккез. Этноним пермяк лингвисты возводят к веспской лексеме пермаа в общем значении «земля, лежащая за границей».

Краткая история народа

Коми-пермяки
Источник: Rossaprimavera.ru

Народ как единый этнос появляется в исторических источниках примерно в V-VII вв. нашей эры. Предшественникам коми-пермяков принято считать родоплеменные образование родановской археологической культуры.

В середине XV века коми-пермяки стали подданными Русского государства.

Хозяйство и питание

Коми-пермяки
Источник: Culture.ru

Первоначально коми-пермяки занимались охотой, собирательством, земледелием и скотоводством. Сегодня население занято в сельском хозяйстве, в лесозаготовительной отрасли.

Популярные блюда национальной кухни:

  • суп из сныти. Сныть — многолетняя трава, встречающаяся в лесу. Помимо нее в супе используются шпинат, лук, сливки и мясной бульон;
  • пистики — настойка, в основе которого хвощ;
  • нянь — традиционный вид хлеба;
  • черинянь — рыбный пирог;
  • човпан — выпечка, аналогичная караваю

Интересно, что название «пельмени» с высокой долей вероятности попало в русский язык из коми-пермяцкого. Здесь она имеет форму пель-нянь.

Религия и обычаи коми-пермяков

Почти у каждой семьи или родового подразделения коми-пермяков имелась своя тамга — отличительное тавро. Несмотря на языковую близость к тем же удмуртам, этнос почти не сохранил в религиозном обиходе элементов язычества.

Сегодня большинство верующих коми-пермяков признают себя православными, ряд групп населения представляют старообрядческую церковь.

Язык и письменность

На коми-пермяцком языке говорит порядка 63 тысяч человек. Он относится к финно-угорской группе урало-алтайских языков. В разговорном коми-пермяцком специалисты выделяют четыре хорошо выраженных диалекта (наречия). На текущий момент для носителей характерно явление билингвизма — одновременного владения двумя языками общения — коми-пермяцким и русским.

Нынешний алфавит создан в 1930-е годы на основе кириллицы.

Жилище коми-пермяков

Источник: Uralistica.com

Древнее жилище — керка. Представляет собой рубленную избу. Крыша в зависимости от регионов может быть как двускатной, так и четырехскатной.

Известные коми-пермяки

Клещин Александр Иванович
Клещин Александр Иванович
  • Рогов Николай Абрамович (1825-1905)

Николай Абрамович является автором первого и наиболее полного «Пермяцко-русского и русско-пермяцкого словаря» — за него он получил академическую премию; из-под его руки также вышли несколько бесценных трудов, берущих за основу изучение этого языка. Он работал этнографом, филологом и краеведом.

  • Клещин Александр Иванович (1928-2005)

Является композитором, который заложил основу для развития профессиональной музыки коми-пермяков. Он руководил множеством хоров, среди которых хор окружного Дома учителя торгово-кооперативной школы и не только. В 1991 году взять художественное руководство над профессиональным ансамблем песни и танца «Шощбан» («Лик солнца»), вместе с ними представил первую концертную программу. Масштабно занимался сбором фольклорным коми-пермяцких песен, которые позже были опубликованы отдельным сборником, а также писал как инструментальную музыку, так и песни и романсы.

  • Оньков Виталий Николаевич (1946-2008)

Виталий Николаевич является художником, занимавшимся как графикой, так и живописью — одним из самых известных среди уроженцев Коми-Пермяцкого округа. Множество его работ использованы в качестве иллюстраций для книг, он расписывал стены и различные объекты. Позднее он занимался преподаванием живописи, скульптуры и композиции, параллельно создавая новые произведения и участвуя в выставках. В 2000 году стал членом Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, ещё позже его признали мастером своего дела.

Вопросы и ответы

Непродолжительное время в 20-30-х годах использовалась латиница. Еще раньше — Алфавит Молодцова (кириллический) и анбур (древнепермская письменность).

Для традиционной женской одежды характерен сарафан, аналогичный русскому — дубас. Его отличает особый корсет высотой от 14 сантиметров и широкие бретели. Обязательным компонентом являлся передник и самсура (чепец).

Мужчины носили рубахи широкого кроя с разнообразной вышивкой. Пояса с бахромой и орнаментом использовались как женщинами, так и мужчинами. Помимо утилитарной, пояс выполнял еще и символическую, «защитную» функцию.

Видео про народ Коми-пермяков

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x