Коми-пермяки
Численность и расселение народа
Основная масса представителей народа проживает на территории Российской Федерации (более 98%). По данным переписи за 2010 год в мире насчитывается около 95 тысячи коми-пермяков. Народ расселен в Пермском крае (81 тысяча человек), в Тюменской, Свердловской, Кировской, Челябинской, Омской, Иркутской, Ростовской областях, а также в Республике Коми и Удмуртии.
Значение этнонима
Самоназвание коми-пермяков созвучно с современным наименованием: коми-моорт, коми-отир или коми пермяккез. Этноним пермяк лингвисты возводят к веспской лексеме пермаа в общем значении «земля, лежащая за границей».
Краткая история народа
Народ как единый этнос появляется в исторических источниках примерно в V-VII вв. нашей эры. Предшественникам коми-пермяков принято считать родоплеменные образование родановской археологической культуры.
В середине XV века коми-пермяки стали подданными Русского государства.
Хозяйство и питание
Первоначально коми-пермяки занимались охотой, собирательством, земледелием и скотоводством. Сегодня население занято в сельском хозяйстве, в лесозаготовительной отрасли.
Популярные блюда национальной кухни:
- суп из сныти. Сныть — многолетняя трава, встречающаяся в лесу. Помимо нее в супе используются шпинат, лук, сливки и мясной бульон;
- пистики — настойка, в основе которого хвощ;
- нянь — традиционный вид хлеба;
- черинянь — рыбный пирог;
- човпан — выпечка, аналогичная караваю
Интересно, что название «пельмени» с высокой долей вероятности попало в русский язык из коми-пермяцкого. Здесь она имеет форму пель-нянь.
Религия и обычаи коми-пермяков
Почти у каждой семьи или родового подразделения коми-пермяков имелась своя тамга — отличительное тавро. Несмотря на языковую близость к тем же удмуртам, этнос почти не сохранил в религиозном обиходе элементов язычества.
Сегодня большинство верующих коми-пермяков признают себя православными, ряд групп населения представляют старообрядческую церковь.
Язык и письменность
На коми-пермяцком языке говорит порядка 63 тысяч человек. Он относится к финно-угорской группе урало-алтайских языков. В разговорном коми-пермяцком специалисты выделяют четыре хорошо выраженных диалекта (наречия). На текущий момент для носителей характерно явление билингвизма — одновременного владения двумя языками общения — коми-пермяцким и русским.
Нынешний алфавит создан в 1930-е годы на основе кириллицы.
Жилище коми-пермяков
Древнее жилище — керка. Представляет собой рубленную избу. Крыша в зависимости от регионов может быть как двускатной, так и четырехскатной.
Известные коми-пермяки
Рогов Николай Абрамович (1825-1905)
Николай Абрамович является автором первого и наиболее полного «Пермяцко-русского и русско-пермяцкого словаря» — за него он получил академическую премию; из-под его руки также вышли несколько бесценных трудов, берущих за основу изучение этого языка. Он работал этнографом, филологом и краеведом.
Клещин Александр Иванович (1928-2005)
Является композитором, который заложил основу для развития профессиональной музыки коми-пермяков. Он руководил множеством хоров, среди которых хор окружного Дома учителя торгово-кооперативной школы и не только. В 1991 году взять художественное руководство над профессиональным ансамблем песни и танца «Шощбан» («Лик солнца»), вместе с ними представил первую концертную программу. Масштабно занимался сбором фольклорным коми-пермяцких песен, которые позже были опубликованы отдельным сборником, а также писал как инструментальную музыку, так и песни и романсы.
Оньков Виталий Николаевич (1946-2008)
Виталий Николаевич является художником, занимавшимся как графикой, так и живописью — одним из самых известных среди уроженцев Коми-Пермяцкого округа. Множество его работ использованы в качестве иллюстраций для книг, он расписывал стены и различные объекты. Позднее он занимался преподаванием живописи, скульптуры и композиции, параллельно создавая новые произведения и участвуя в выставках. В 2000 году стал членом Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, ещё позже его признали мастером своего дела.
Вопросы и ответы
Непродолжительное время в 20-30-х годах использовалась латиница. Еще раньше — Алфавит Молодцова (кириллический) и анбур (древнепермская письменность).
Для традиционной женской одежды характерен сарафан, аналогичный русскому — дубас. Его отличает особый корсет высотой от 14 сантиметров и широкие бретели. Обязательным компонентом являлся передник и самсура (чепец).
Мужчины носили рубахи широкого кроя с разнообразной вышивкой. Пояса с бахромой и орнаментом использовались как женщинами, так и мужчинами. Помимо утилитарной, пояс выполнял еще и символическую, «защитную» функцию.