Особняк архитектора Шехтеля на Большой Садовой

Особняк архитектора Шехтеля, 1910 год
Особняк архитектора Шехтеля, 1910 год

Если идти по Большой Садовой от метро «Маяковская» по той стороне улицы, где находится Театр Сатиры, то через несколько сот метров можно свернуть налево, на аллею Шехтеля и попасть в очень симпатичный сквер, который так и называется: Сквер аллеи архитектора Шехтеля. Вот только увидеть находящиеся рядом особняки (их два) выдающегося архитектора нельзя. Кирпичный дом, похожий, по словам самого архитектора, то ли на синагогу, то ли на кирху, стоит дальше в глубине квартала по Ермолаевскому переулку. А третий по счёту особняк, который Фёдор Шехтель выстроил для своей семьи, стоит прямо на Большой Садовой, сливаясь с более высокими соседними зданиями. Из-за своих размеров особняк больше походит на входную арку во двор, хотя на самом деле это очень большой и просторный дом.

Оглавление

История создания особняка

Проект собственного особняка на Большой Садовой улице в Москве, 1910 год
Проект особняка на Большой Садовой улице, 1910 год

Фёдор Осипович Шехтель (1859 — 1926) реализовал более 200 архитектурных проектов, не имея формального архитектурного образования. Он и гимназию-то окончил с трудом, и со второго курса Училища живописи, ваяния и зодчеств был отчислен за плохую посещаемость. Всё это из-за крайней бедности. При этом родился Франц Альберт (так его назвали родители) в обеспеченной купеческой семье, но целая череда несчастий привела к тому, что мать Шехтеля осталась одна с пятью детьми без средств к существованию.

Фёдору приходилось браться за любую работу. Благо, у него были большие способности к рисованию. Он иллюстрировал книги, работал художником оформителем в театре, оформлял к праздникам московские парки. Трудолюбие и способности помогли ему попасть в художественную среду. архитекторы сначала привлекали его как рисовальщика, а потом и начали передавать Шехтелю целые проекты. И уже через пять лет после отчисления из училища он стал самостоятельно проектировать загородные усадьбы и подписывать проекты своим именем. В 35 лет Шехтелю засчитали курс образования экстерном и, человек, уже построивший два десятка особняков, получил диплом техника-строителя. А в 1901 году он стал академиком.

Фото Шехтеля в холле особняка, 1910 год
Фото Шехтеля в холле особняка, 1910 год

Как-то в письме одному из своих лучших друзей Антону Чехову Шехтель написал, что работы у него много, но именно работа, как постоянный подзавод часов, позволяет ему чувствовать себя счастливым. Он считался мастером модерна, но запросто проектировал здания в готическом стиле. Из-под его пера вышли проекты особняка Рябушинского и дачи Саввы Морозова. Шехтель проектировал и присутственные здания — банки, вокзалы — и храмы. Главным принципом его творчества было направление изнутри — Шехтель сначала уяснял предназначение здания, вкусы хозяев, их понимание комфорта, а уже потом оформлял эти пожелания в архитектурные рамки.

Все собственные особняки Шехтель строил с большим размахом, как бы в отместку за бедность и скитания по углам в юные годы. Характерно, что все они расположены недалеко друг от друга — самый первый дом для своей семьи Шехтель возвёл в начале нынешнего Ленинградского шоссе, сейчас он стоит во дворе дома №10.

Третий же особняк был построен всего за 4 месяца в 1909 — 1910 годах. Архитектор планировал сделать дом из двух трёхэтажных корпусов, но потом решил ограничиться двумя уровнями. Шехтель прославился как мастер русского модерна, но этот дом принадлежит к стилю неоклассицизма.

Архитектура

Дань модерну Фёдор Осипович отдал, спланировав асимметричный фасад. Его украшают фальшивый портик с 4 колоннами, балкон и барельефы. Над арочным входом во двор (с улицы входа в дом нет) расположена композиция из Афины и четырёх муз, скопированная с Парфенона. Ограждение на крыше несёт не только декоративную функцию — плоская кровля использовалась как площадка для прогулок и чаепитий. В те годы с неё были видны расположенные неподалёку Патриаршие пруды.

Внутренняя планировка была очень оригинальной. Центром дома был огромный холл, выполнявший также функции гостиной. Семиметровый потолок создавал ощущение простора даже при большом скоплении гостей. Холл часто использовался как выставочный или концертный зал. На первом этаже, кроме холла, находились столовая, библиотека и мастерские архитектора и двух его детей. Жилые комнаты были вынесены на второй этаж внутреннего крыла.

Использование особняка на Большой Садовой

Семья Шехтелей (слева направо): Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип. Москва, 1875
Семья Шехтелей (слева направо): Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип. Москва, 1875 год

Семья Шехтеля — он, жена, сын и дочь — прожила в доме 7 вполне счастливых лет. Затем наступил роковой для многих 1917 год. Между революциями архитектор успел продать особняк, но покинуть Москву Шехтелям не удалось из-за болезни жены архитектора. Фёдор Осипович продолжал работать, но здоровье его также пошатнулось, а мастерство возведения особняков Советской власти не требовалось — их и так от прежних владельцев осталось предостаточно. Шехтели переехали в квартиру, давным-давно купленную для дочери, а в их особняке жили высокопоставленные советские чиновники. Самым крупным из них был начальник Военной академии им. М. Фрунзе Роберт Эйдеман.

Комкор Эйдеман не пережил известные события 1937 года. После его смерти в доме Шехтеля устроили детские ясли. В годы Великой Отечественной Войны ясли переделали в детский дом, в 1957 году сотрудники Комитета госбезопасности оборудовали в особняке пункт прослушивания номеров гостиницы «Пекин», расположенной неподалёку на другой стороне улицы. Чекисты тихо исчезли из особняка в период реформирования их ведомства где-то в 1990-е, а им на смену пришли лица без определённых занятий и места жительства. Особняк был разграблен, мебель и деревянные части обстановки сожгли в камине. Восстанавливать особняк новым владельцам из фонда «Стратегия» пришлось буквально по крупицам: сохранившимся фотографиям и воспоминаниям. Фонд всё же привёл дом в достойное состояние и внутри, и снаружи. Туда даже пускают экскурсии, но они крайне нерегулярны, знающие люди советуют обращаться в московский Департамент охраны культурного наследия.